Собрались поехать во Францию?

Но ничего не знаете о ней?

Тогда вы попали по адресу!

[an error occurred while processing the directive]







Храм спаса на крови архитектор


Архитектура - ГМП "Исаакиевский собор"

Храм Воскресения Христова (Спас на крови) – один из самых удивительных памятников архитектуры Санкт-Петербурга конца XIX начала XX века. Его живописная композиция активно включается в городскую панораму и приковывает внимание неожиданным вторжением древнерусских форм в классицистическую среду центральной части города. 

В историю отечественной архитектуры этот храм вошел как одно из ключевых, программных произведений позднего этапа эволюции «русского стиля», одного из стилистических направлений эпохи эклектики (историзма). В этот период архитектурный образ формировался на основе «умного выбора» соответствующих прототипов, ассоциировавшихся с идейным и функциональным содержанием конкретного сооружения. Среди всех разновидностей стилизаторства русскому стилю придавалось исключительное общественно-политическое и культурное значение. Современники видели в нем самостоятельный стиль, воплощавший русские национальные идеи.

Император Александр III настоял на том, чтобы мемориальный храм был спроектирован по типу церквей Москвы и Ярославля XVII века. Строительство Спаса на крови началось в 1883 году по проекту А.А.Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), настоятеля Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне. Окончательный проект 1887 года принадлежал уже исключительно архитектору Парланду. 

Творчески переработав приемы русского церковного зодчества XVII века, используя технические достижения своего времени, архитектор создает собирательный образ русского православного храма. 

В основе композиции Спаса на крови – компактный четверик, северный и южный фасады которого завершены криволинейными фронтонами-кокошниками. Четверик увенчан пятиглавием, но место центральной главы занимает шатер. Сочетание шатра с окружающими его луковичными главами, усложненным рельефом и полихромией, безусловно, вызывает в памяти Покровский собор (храм Василия Блаженного), хотя композиция у них разная (у московского собора – девять столпообразных объемов на общем подклете). Узоры центральных пяти глав храма Воскресения Христова похожи на узоры куполов собора Василия Блаженного, но их покрытие уникальной ювелирной эмалью не имеет аналогов в России. 

В западной части Спаса на крови находится колокольня, выдвигающаяся в русло канала. Она находится над местом смертельного ранения Александра II, и ее мемориальное звучание подчеркивается мраморным Распятием под золоченым навесом. Кроме того, всю нижнюю часть колокольни занимают мозаичные гербы городов и губерний Российских, участвовавших в создании храма. 

В восточной части собора три полукруглые апсиды увенчаны небольшими золочеными главками. Всего Спас венчают девять глав, создающих асимметричную живописную группу.

Западная и восточная стороны собора построены строго симметрично, со ступенчатым нарастанием масс. При асимметрии северного и южного фасадов на них резко акцентирована средняя ось. Организация четырехстолпного трехнефного интерьера четко выявлена снаружи выступами-лопатками, но некоторые элементы (например, 

ложная аркада) не связаны с внутренней структурой. 

Многие элементы убранства Спаса на крови заимствованы из арсенала каменной храмовой архитектуры XVII в. А.А.Парланд отбирал из первоисточников наиболее декоративно насыщенные элементы, отвечавшие художественным вкусам конца XIX века. Храм отличают обилие деталей, щедрая палитра отделочных материалов, яркая пестрота колорита. В декоре здания – разнообразный отделочный материал: кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

Цоколь собора облицован шестью рядами серого гранита, в неглубоких нишах – 20 досок из красного норвежского гранита с деяниями императора Александра II. Фасад отделан облицовочным красно-коричневым кирпичом, на фоне которого нарядно смотрятся ажурные беломраморные детали оформления: аркады, арочки, кокошники и ширинки. 

Сочетание четких архитектурных форм и многоцветности, яркости и многослойности декора создает впечатление перегруженности здания собора, утяжеляет его эмоционально-образную структуру. Вместе с тем архитектура Спаса не производит впечатления хаотичности, ее членения подчинены единому ритму. 

Основной мотив возвышения создают купола храма на высоких барабанах, и особенно центральный шатер с главным куполом, который по размеру уступает куполам колокольни и боковых глав. Это создает иллюзию высоты центрального шатра, уходящего как бы в глубину небесного пространства.

Особенно сильно ощущается устремленность Спаса вверх со стороны Михайловского сада. Узкий восточный фасад здания венчают чередующиеся в строгом ритме сначала купола апсид, затем боковые главы и, наконец, объединяющий их главный купол. Немаловажную роль играют высокие, ажурные, тонкой прорисовки кресты, подчеркивающие вертикали здания. 

К сожалению, для широкого обозрения храма Воскресения Христова открыт только южный боковой фасад, который хорошо виден с Невского проспекта. Северный фасад выходит на Конюшенную площадь. С востока собор огибает асфальтированная проезжая часть дороги и заросший деревьями Михайловский сад. Главный, западный фасад выходит на канал Грибоедова, он так и остался не раскрытым. 

Но, несмотря на столь плотное окружение, храм Воскресения Христова – ведущая архитектурная доминанта этой части Санкт-Петербурга. 

Подготовлено С.О.Климовой

История возведения и удивительные факты Храм Спаса на Крови. - Жизнь - театр

Я уже рассказывала историю воникновения Храма Василия Блаженного. Теперь давайте коснемся истории создания Храма Спаса на Крови. В самом центре Санкт-Петербурга, на набережной канала Грибоедова, возвышается необыкновенной красоты храм с пестрыми куполами, отличающийся от других церквей не только своей многоцветностью, но и трагической историей своего появления. Собор Воскресения Христова, был возведен по случаю гибели от рук террористов Александра II, в народе его стали называть Храм Спаса на Крови. Почему же храм, возведенный по случаю трагической гибели императора, имеет такой праздничный вид?

Храм не зря посвятили Воскресению Христову. Тем самым утверждалась связь между распятием Спасителя, его дальнейшим воскрешением и мученической смертью русского царя. В народе говорили: «Государя жизнь скончали. Второй раз Христа распяли». А согласно христианскому учению, смерть – это не конец бытия, а лишь переход в иной мир. Поэтому и возведенный на месте трагического события светлый храм вполне уместен.

Гибель императора Александра II

Российский император Александр II

Александр II вписан в историю России , как царь-реформатор, осуществивший множество важнейших реформ на благо народа, одна из которых – отмена крепостного права.

И за все эти деяния народ отплатил ему тем, что Александр II стал рекордсменом по количеству покушений. Террористы не раз стреляли в него, взрывали Зимний дворец и императорский поезд, но шесть раз, оказываясь на волосок от гибели, император оставался жив.

Однако, 1 марта 1881 года террористы добились своего – бомба, брошенная прямо под ноги царя, оборвала его жизнь. Подготовила покушение группа террористов-народовольцев во главе с Софьей Перовской. Утром в карету с царем, возвращавшимся из Михайловского Манежа в Зимний дворец после посещения развода войск, народоволец Рысаков бросил бомбу, но царь опять остался жив, погибли два конвойных и мальчик-разносчик. Царь вышел из экипажа и направился к раненым, в это время к нему подбежал еще один народоволец, Гриневицкий, и бросил еще одну бомбу. Александра и террориста от мощного взрыва отбросило к ограде канала.Покушение на Александра II 1 марта 1881 годаЭто был конец, через 3 часа царя не стало. На престол взошел его сын, Александр III.

Скончался от полученных ран и Гриневский. Остальные участники покушения были вскоре арестованы и повешены на Семеновском плацу.Казнь народовольцев

Гибель императора потрясла всю Россию. Борис Чичерин писал:

«Страшной катастрофой завершилось одно из величайших царствований в русской истории. Монарх, который осуществил заветные мечты русских людей, который дал свободу двадцати миллионам крестьян, установил независимый и гласный суд, даровал земству самоуправление, снял цензуру с печатного слова, этот монарх, благодетель своего народа, пал от руки злодеев, преследовавших его в течение нескольких лет и, наконец, достигших своей цели. Такая трагическая судьба не может не произвести потрясающего действия на всякого, в ком не помутилась мысль, и в ком не иссякло человеческое чувство».

«Он не хотел казаться лучше, чем был, и часто был лучше, чем казался» (В.О.Ключевский).

История возведения храма

На месте трагедии, где «пролилась священная кровь Государя», соорудили временный памятник и поставили часового.Но Александр III повелел на этом месте построить храм, а пока готовился проект, возвести временную часовню, и 4 апреля часовня уже стояла.Часовня на месте гибели царя

Александр III хотел, чтобы будущий храм был выполнен в псевдорусском стиле церковного зодчества XVII века, и стоял непременно на этом же месте.
В 1893 году Александр III заложил первый камень в основание храма, и начались подготовительные работы.Торжественная закладка храма Воскресения Христова на Екатерининском канале 6 октября 1883 года

В 1887 году был, наконец, утвержден проект, авторами которого были А. Парланд и архимандрита Игнатий из Троицко-Сергиевой пустыни, но он требовал доработки, поэтому к работе подключили и других архитекторов. В результате окончательный вариант уже мало чем напоминал первоначальный проект А. Парланда.Строительство Собора Воскресения Христова

Строительство затянулось надолго, освятили собор лишь в 1907 году.Император Николай II и Императрица в сопровождении свиты и роты Дворцовых гренадеров идут с крестным ходом вдоль «Спаса на крови». Петербург. 1907 г.Крестный ход вокруг храмаСпас-на-Крови. Фото 1910 г.

Всепобеждающая красота

Выполненный в псевдорусском стиле, яркий и праздничный, с нарядными куполами из четырехцветной эмали, храм прекрасно гармонирует с окружающими его строгими зданиями.Купола Спаса на Крови

В связи с влажным климатом северной столицы при оформлении интерьера использовали не живопись, как в других церквях, а мозаику.Почти всю поверхность храма занимают мозаичные полотна (их общая площадь внутри здания более 6500 квадратных метров и нет ни одного живописного изображения). Их искрящиеся краски и восхитительный свет, идущий из глубины, оставляют неизгладимый след в душах и сердцах всех посетителей. Все стены, столбы и своды храма, его иконостас покрыты мозаичными рисунками и иконами по эскизам великих мастеров, таких как В.М Васнецов, М. В. Нестеров и др. Площадь, покрытая мозаикой, – более 7000 кв. м. Даже иконы – и те выполнены из мозаики!

Кроме того, для отделки использованы тонны самоцветов и итальянского разноцветного мрамора. Все это великолепие создавали совместно русские и немецкие мастера.Мозаика в интерьере собораСвященным местом в храме является шатер из самоцветов – на четырех колоннах из яшмы воздвигнута сень из горного хрусталя с крестом на вершине. Внутри шатра находятся дошедшие до нас в неприкосновенности кусок брусчатки и часть решетки с набережной, хранящие на себе кровь убиенного царя.Священное место в собореКусок брусчатки и часть решетки с набережной

«Заговоренный» храм

В советское время у этого храма, как и у многих других, судьба оказалась совсем непростой. Долгое время его использовали, как склад, а перед войной решили уничтожить, даже начали закладывать взрывчатку. Но взорвать не успели, саперов срочно призвали на фронт.
Во время блокады здесь был морг, при этом все снаряды пролетали мимо.

После войны Спас на Крови отдают под склад декораций Малого оперного театра.
И все это время существование собора находилось под угрозой, о которой не было известно ни городским властям, ни жителям города. В 1961 году, верхолазами был обнаружен неразорвавшийся снаряд. В блокаду, во время одной из бомбардировок, он пробил центральный купол и застрял в перекрытиях. Подумать только – он пролежал там почти 20 лет!

Устоял храм и во времена Хрущева, когда в Ленинграде взорвали около ста церквей. Видимо, не зря жители города называют его «заговоренным».Купола до реставрации

В 70-м году храм решили отреставрировать и установили леса, которые простояли целых двадцать лет. Ходили слухи, что пока этот храм стоит в лесах, в стране будет советская власть. Удивительно, но сняли леса в августе 1991 года, накануне путча.

Окончательно реставрацию завершили в 1997 году, и храм открыли для посетителей, а в 2004 году его освятили еще раз.

И теперь этот удивительный храм – гордость северной столицы.Храм Спаса на Крови

Сегодня этот Храм один из самых посещаемых. По красоте вряд ли можно что-то с ним сравнить. Экскурсионные автобусы, как правило, останавливаются на площади перед собором, ну а те, кто решил посетить Спас самостоятельно, идут вдоль набережной канала от метро. Таким образом, редко кто осматривает фасад храма полностью. Это большая ошибка.
Западный фасад здания украшен гербами российских городов и губерний.Коричнево-красная кирпичная кладка собора усиливает и выгодно оттеняет краски мозаичных изображений.Со стороны Михайловского парка их заслоняет юго-западный притвор, похожий на сказочный терем. Его затейливое убранство притягивает к себе все внимание.Вместе с северо-западным крыльцом они составляют единый архитектурный ансамбль. Их мозаичные полотна связаны между собой по смыслу: «Несение креста», «Распятие», «Снятие со креста» и «Сошествие во ад». Все они выполнены по эскизам В.М. Васнецова.По праву, жемчужиной западного фасада является изображение распятия, выполненное по эскизу архитектора Спаса на Крови А.А. Парланда.Когда я первый раз зашла попала в собор, вскоре после открытия, у меня перехватило дыхание от той грандиозной, ошеломляющей красоты, которая мне открылась: почти всю поверхность храма занимают мозаичные полотна (их общая площадь внутри здания более 6500 квадратных метров и нет ни одного живописного изображения). Их искрящиеся краски и восхитительный свет, идущий из глубины, оставляют неизгладимый след в душах и сердцах всех посетителей.Мозаиками обрамлены даже окна собора.На стенах размещены панно, выполненные на библейские сюжеты,а на столбах – мозаики с изображением православных святых. Мозаика главного купола «Христос Пантократор»,северо-западного купола «Богоматерь»и мозаики еще трех куполов выполнены по эскизам Н.Н. Харламова.

По замыслу Парланда все эскизы к мозаикам должен был выполнить В.М. Васнецов, но из-за занятости живописца, к работам были привлечены не менее выдающиеся русские художники и иконописцы – Н.Н. Харламов, М.В. Нестеров, В.В. Беляев, А.П. Рябушкин и другие.
Своим разнообразием и великолепием отделки поражает не только мозаичное, но и каменное убранство храма. Для иконостасов, сени и пола Спаса на Крови были использованы - итальянский мрамор, уральская и алтайская яшмы, порфир, орлец…
Общая площадь пола – 608 квадратных метров, и все это – резной мрамор итальянской работы. Он был почти разрушен, но трудом многочисленных реставраторов восстановлен в своем первоначальном виде. Сейчас он покрыт ковровыми дорожками, и лишь в центре собора оставлен для обозрения небольшой участок.В интерьер собора включено место гибели Александра II (именно этим и объясняется необычное расположение Спаса на Крови). Над ним возведена сень, созданная по рисунку А.А. Парланда.Священными реликвиями нам предстают камни мостовой и фрагмент ограды канала, на которые попали капли крови смертельно раненного императора.Напротив сени, в восточной части собора, находится главный иконостас, выполненный из розового итальянского мрамора.При ближайшем рассмотрении сложно представить, что эта тонкая резная работа выполнена не по дереву, а по камню.В алтаре - еще одна мозаика Н.Н. Харламова «Евхаристия»Царские врата не отреставрированы, стальной каркас затянут холстом с изображением их былого великолепия.Справа и слева от главного иконостаса расположены северный и южный киоты – места для наиболее почитаемых икон. Они выполнены из родонита, порфира и яшмы.
Сохранились лишь «Воскресение Христа»и «Святой князь Александр Невский»- мозаичные панно, выполненные по эскизам М.В. Нестерова.

На выходе из собора находятся стенды, на которых представлены фотографии Спаса на Крови до реставрационных работ.
Я была там несколько раз, но чувство восхищения ничуть не уменьшается, и всегда открываются новые детали, незамеченные ранее. Этим уникальным творением гениальных мастеров можно любоваться бесконечно!

https://turism.boltai.com/topics/hram-spasa-na-krovi-istoriy...

http://frame.friends-forum.com/Gazeta/47/67/1330.html

Храм Спаса на крови. - Искусство

ХРАМ СПАСА НА КРОВИ.

Спас на крови, или храм Воскресения Христова был построен и освящен в 1907 году по проекту архитектора А.А. Парланда на том самом месте, где в 1881 году народовольцами был убит император Александр II.

 


По своим архитектурным особенностям храм Спаса на крови напоминает черты, характерные для русских храмов Москвы, Ярославля, а в частности, храма Василия Блаженного на Красной площади в столице. Но расположен храм Спаса на крови так, что неискушенному взгляду туриста кажется, будто ему тесно в месте расположения: в узкой улочке над каналом Грибоедова возвышается это красивейшее произведение архитектурного искусства.



Боковое крыльцо южного фасада


Здание в плане пятиугольно, с восточной стороны к основному сооружению примыкают три алтарные апсиды, увенчанные небольшими куполами, в западной части расположена двухъярусная колокольня с массивным куполом.


Все купола храма Спаса на крови луковичной формы, покрыты ювелирной эмалью и медными позолоченными листами. Высота центрального сооружения – 81 метр: это число символизирует год гибели государя Александра II – 1881.


Вход внутрь собора.


Цокольную часть собора покрывает сердобольский гранит, в цоколе установлены двадцать памятных досок, изготовленных из темно-красного гранита, золочеными буквами на них обозначены деяния императора Александра II: основные события с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года. Отделка коричнево-красного кирпича покрывает часть собора, расположенную над цокольной, на фоне стен – орнамент в виде поясков и крестиков из цветного и белого мрамора, керамические изразцы.
Главным украшением фасада служит мозаика, изображающая гербы русских городов, губерний и уездов, расположенная с трех сторон колокольни.


Богоматерь (художник Н.А. Бруни)


Богоматерь (художник Н.А. Бруни)


Деисус (художник В.В. Беляев). Северная сторона


Деисус (художник В.В. Беляев). Северная сторона


Вход в храм Спаса на крови оформляют два крыльца, примыкающие к колокольне. Между симметрично расположенными входами помещено распятие, выполненное в мозаике.



Распятие Христово (художник В.М.Васнецов)


Сверху входы украшены изображениями двуглавого орла.



Внутренне убранство храма Спаса на крови поражает великолепием. Стены собора практически полностью покрыты мозаичными изображениями, над которыми работали талантливые мастера Петербурга и России. Центральное место отведено мозаикам, созданным по эскизам В.М. Васнецова: «Богоматерь с младенцем» и «Спаситель».


Богоматерь с младенцем (художник В.М. Васнецов)


Спаситель (художник В.М. Васнецов)


Еще одной особенностью декоративного убранства интерьера храма Спаса на крови являются поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания.




Иконостас


Четыре колонны из алтайской яшмы служат основанием сени собора. Под сенью хранятся своеобразные реликвии храма – часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II.


Фрагмент решетки набережной.


Храм Спаса на крови символичен для Петербурга и всей России – это первый храм, установленный на месте гибели государя, одного из многих жертв надвигающейся революции. 


Воскресение Христово (художник М.В. Нестеров)


Несение креста (художник В.М.Васнецов)


Распятие Христово (художник А.А.Парланд)


Св. князь Александр Невский и Спас Нерукотворный


Сошествие во ад (художник В.М.Васнецов)


Снятие с креста (художник В.М.Васнецов)


Христос во Славе (художник Н.А.Кошелев)


Вид на южную арку



Северный киот.


Северный киот.Святой князь Александр Невский (художник М.В. Нестеров)


Южный киот


Центральный неф



Шатёр


Вид внутри собора


Свод северного притвора


Северный притвор


Центральный трансепт


Троица (художник М.В. Нестеров)


Мозаики центральной части храма


Лик двенадцатилетнего Христа


Вознесение Христово (художник В.П. Павлов)


Сошествие Святого Духа на апостолов (художник В.В. Беляев)


Христос во Славе (художник Н.Н. Харламов)


Евхаристия (художник Н.Н. Харламов)


Вход Христа в Иерусалим (художник В.В. Беляев)


Христос Пантократор (художник Н.Н. Харламов)


Введение во Храм (художник В.В. Беляев)


Жертвоприношение Авраама (художник В.В. Беляев)


Нагорная проповедь (художник В.В. Беляев)


Неопалимая купина (художник В.В. Беляев)


Отечество (художник В.В. Беляев)


Положение во гроб (художник В.В. Беляев)



Преображение (художник Н.А. Кошелев)


Распятие Христа (художник В.В. Беляев)


Собор Архистратига Михаила (художник В.В. Беляев)


Сон Иакова (художник В.В. Беляев)


София Премудрость Божия (художник В.В. Беляев)


Сошествие во ад (художник В.В. Беляев)


Троица ветхозаветная (художник В.В. Беляев)


Успение Пресвятой Богородицы (художник В.В. Беляев)


Христос в доме Марфы и Марии (художник В.В. Беляев)


Воздвижение Креста (художник В.В. Беляев)


Благословение детей (художник В.В. Беляев)


Благовещение (художник А.А. Парланд)


Богоматерь (художник Н.Н. Харламов)


Вознесение Христа (художник М.В. Нестеров)


Воскресение Христа (художник М.В. Нестеров)


Воскрешение дочери Иаира (художник Ф.С. Журавлёв)


Воскрешение Лазаря (художник М.А. Титов)


Изгнание торгующих из храма (художник В.П. Павлов)


Исцеление расслабленного (художник В.П. Павлов)


Моление о чаше (художник Н.П. Шаховской)


Покров (художник В.В. Беляев)


Св. Димитрий


Св. Евграф


Святая Мария Магдалина (художник Н.К. Бодаревский)


Святая царица Александра (художник Н.К. Бодаревский)


Святой апостол Пётр (художник А.Н. Новоскольцев)


Святой князь Владимир (художник Н.К. Бодаревский)


Святой Николай Чудотворец (художник Н.К. Бодаревский)


Сошествие во ад (художник В.М. Васнецов)


Христос и самарянка


Христос перед Каиафой (художник Н.П. Шаховской)


Христос перед Пилатом (художник Н.К. Бодаревский)

История создания Спаса на крови 

В самом центре Петербурга, на набережной канала Грибоедова, привлекает внимание своим нарядным, многоцветным обликом храм Воскресения Христова (Спас на крови). Построенный на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен император Александр II, собор является мемориалом Царю-Освободителю.

Будучи одним из выдающихся государственных деятелей России, Александр II провел в стране масштабные преобразования, главным из которых стала отмена крепостного права. Эпоха реформ – это всегда время коренной ломки существующих политических и социальных устоев, время болезненных перемен, неизбежно влекущее за собой рост революционных настроений. На жизнь императора было совершено множество покушений, часть из которых подготовила террористическая организация «Народная воля». 

Покушение 1 марта 1881 года народовольцы готовили долго и тщательно. Было известно, что по воскресеньям Государь обычно присутствует на разводе караула в Михайловском манеже. Воскресный первомартовский день не стал исключением. Как обычно, Александр II приехал в Манеж около 13:00. В этот день в разводе принимали участие лейб-гвардии Саперный и резервный пехотного полка батальоны, которые должны были заступать в караул Зимнего дворца. После церемонии Александр II вместе с братом великим князем Михаилом Николаевичем заехали в Михайловский дворец (нынешний Государственный Русский музей) к своей кузине, великой княгине Екатерине Михайловне. 

После этого визита царь в сопровождении свиты выехал по Инженерной улице на Екатерининский канал, и его кортеж направился в сторону Дворцовой площади. 

Во время проезда кортежа по набережной Екатерининского канала народоволец Н. Рысаков бросил бомбу, завернутую в платок, прямо под карету императора. Взрывом была повреждена задняя стенка кареты, но Александр II не пострадал. Пытавшийся скрыться террорист был схвачен. Государю предложили немедленно вернуться во дворец, однако он пожелал осмотреть место взрыва и взглянуть на преступника. И когда он по набережной возвращался к своему экипажу, раздался второй взрыв. Народоволец И. Гриневицкий бросил бомбу прямо под ноги царю. Истекающего кровью от тяжелых ран императора положили в сани и отвезли в Зимний дворец. Через полтора часа, в 15:35, государь скончался.

Место смертельного ранения императора сразу же приобрело особое, сакральное значение. Уже вечером 1 марта этот участок был огорожен деревянным забором, рядом с которым выставили часового. 

Через день состоялось чрезвычайное заседание Городской Думы. Депутаты обратились к Александру III с просьбой увековечить память погибшего царя и установить на месте его смертельного ранения памятник или часовню. Император, одобрив саму идею, пожелал возвести на этом месте храм. 

Подготовлено О.В.Андреевой

Собор Воскресения Христова («Спас-на-крови») в Санкт-Петербурге

Храм-памятник построен в 1883-1907 гг. архитектором А. А. Парландом (при участии архимандрита Игнатия (Малышева)) за счет казны и на частные пожертвования на месте смертельного ранения императора Александра II - отсюда народное название «Спас-на-крови». Девятиглавый храм, вмещающий 1600 чел., исполнен в формах московского зодчества XVI-XVII вв., отличается сложным живописным силуэтом, богатейшим мозаичным убранством. Мозаики исполнены в мастерской А.А. и В.А. Фроловых по эскизам худ. В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, Н.А. Кошелева, В.В. Беляева, Н.Е. Харламова, А.П. Рябушкина и др.

Мраморный иконостас изготовлен в мастерской Дж. Нови в Генуе, мозаичные образа набраны по рисунку В.М. Васнецова. Сень над местом поранения выполнена из яшмы на гранильных фресках Екатеринбурга и Петергофа, серебряная утварь поставила фирма Хлебникова. Снаружи на стенах укреплены мемориальные доски, повествующие о «великих реформах» 1860-1870-х гг. С восточной стороны установлена кованая ограда, на северной стороне - часовня-ризница Св. Александра Невского.

В 1923 г. храм получил статус кафедрального собора, в 1930 году закрыт, в 1934-1935 гг. в нем размещалась выставка, посвященная партии «Народная воля», затем здание использовалось для хозяйственных нужд, в 1970 г. передано музею «Исаакиевский собор». В 1973-1998 гг. осуществлена реставрация. Ныне храм открыт как музей.

История Спаса на Крови (храма Воскресения Христова) — Блог о путешествиях и культуре в Европе


Рубрики

  • Интересные традиции (7)
  • Культурные события (82)
  • Наши путешествия (391)
    • Беларусь, лето 2013-2014 (7)
    • Бельгия-Франция, весна 2009 (7)
    • Болгария, февраль 2012 (4)
    • Венгрия, август 2009 (15)
    • Германия, весна 2008 (16)
    • Германия, весна 2011 (14)
    • Германия, осень 2008 (64)
    • Дания-Германия, весна 2015 (3)
    • Европа, март 2006 (5)
    • Испания, август 2006 (4)
    • Испания, октябрь 2013 (2)
    • Испания, сентябрь 2010 (38)
    • Испания, сентябрь 2011 (25)
    • Испания, сентябрь 2012 (7)
    • Испания, сентябрь 2014 (1)
    • Италия (Рим), январь 2016 (5)
    • Италия, весна 2013 (7)
    • Норвегия, весна 2012 (16)
    • Санкт-Петербург и окрестности (48)
    • Финляндия, 2012-16 (27)
    • Франция (Прованс), 2015 (4)
    • Франция, апрель 2010 (8)
    • Франция-Швейцария, январь 2010 (61)
    • Эстония, 2012-2016 (3)
  • Новости культуры (13)

Календарь событий

Как купить билеты и расписание

Храм Спаса-на-Крови, расположенный в центре Санкт-Петербурга, является обязательным местом для посещения в российской столице. В этом посте я расскажу больше об истории этой церкви, расписании их посещения, о том, как купить билеты в Интернете и как полюбоваться этой красивой церковью с каналов города во время прогулки на лодке.

Я собираюсь поговорить о ...

1. Введение

Храм Спаса на Крови Св.Petersburg , также известный как Церковь или Собор Воскресения Христова , является обязательным местом для посещения, если вы едете в Санкт-Петербург. Это одна из главных церквей российской столицы, построенная на том месте, где 13 марта 1881 года был убит российский царь Александр II жертвой покушения.

Церковь расположена в центре столицы, на берегу канала Грибоедова, в непосредственной близости от парка Государственного Русского музея и Невского проспекта.Высота храма составляет 81 метр, он вмещает до 1600 человек.

2. О церкви Спаса-на-Крови

Строительство церкви началось в 1883 году во время правления Александра III, в память о его отце, который был убит на том же месте двумя годами ранее. Церковь была спроектирована совместно архитектором Альфредом Парландом и архимандритом Игнати, настоятелем Троице-Сергиевского монастыря.

Работы закончились при Николае II, в 1907 году, а необходимые средства поступили из казны императорской семьи и многочисленных частных пожертвований.

Во время Второй мировой войны, во время блокады Ленинграда (прежнее название города), бомба упала на самый высокий купол церкви, но не взорвалась, и ее нашли и удалили почти 20 лет спустя. Тогда было решено провести реставрацию храма, и через 27 лет (в середине 90-х) он был открыт как государственный музей, где можно узнать об убийстве царя Александра II.

Архитектура церкви в русском стиле с ее разноцветным убранством делает ее очень заметной точкой в ​​окружении центра города, рядом с каналом Грибоедова.

Он образован пятью разноцветными эмалированными куполами медного цвета, которые напоминают купола храма Василия Блаженного в Москве. Внутри вы можете увидеть одну из крупнейших в Европе коллекций монументальных мозаик (более 600 мозаик икон и изображений), созданную 32 художниками. На крыше купола можно увидеть мозаичное изображение Христа Пантократора.

3. Часы работы и билеты

Храм Спаса на Крови св.Петербург открыт каждый день с 10:30 до 18:00 . (закрыт по средам), хотя с 27 апреля по 30 сентября он продлевает свое расписание до 22:30.

Визит обычно занимает менее 1 часа. В настоящее время он открыт для посещения туристами (не для богослужений).

Вход в церковь стоит 250 рублей, для взрослых, 50 рублей для молодежи от 7 до 18 лет, для детей до 7 лет вход бесплатный. Кроме того, за 200 рублей в том же соборе можно арендовать аудиогид.

Билеты можно приобрести тремя способами:

  • В кассах самой церкви (250 руб.). Летом, в выходные и праздничные дни легко найти очереди в час пик по утрам. Однако в остальное время длинных очередей обычно не бывает.

4. Покупайте билеты онлайн, чтобы избежать длинных очередей

Процесс покупки билетов на сайте на официальном сайте осуществляется по ссылке: http: // isaak.ticketnet.ru/

Необходимо учитывать, что:

  • Билеты выставляются на продажу за 30 дней.
  • Одновременно можно приобрести не более 4 билетов.
  • После оплаты вы получите по электронной почте ваучер , который необходимо распечатать и обменять в день посещения в кассе номер 1 или в автоматах по продаже билетов рядом с билетными кассами. .
  • Можно купить только обычные билеты. Льготные билеты необходимо приобретать в кассах.

На следующих снимках экрана вы можете увидеть, как осуществляется процесс покупки билетов через Интернет

Храм Спаса с другой стороны: прогулка на лодке по каналам

После посещения Храма Спаса-на-Крови самое время совершить экскурсию по каналам Св.Петербург, чтобы увидеть эту впечатляющую церковь с другой стороны. Во время прогулки на лодке, помимо Храма Спаса-на-Крови, можно увидеть дворцы и дворянские особняки, здание Мариинского театра, искусственный остров Новая Голландия, отреставрированный цирк Чинезелли, позолоченный шпиль Петра. и Павловский собор и гранитные стены Петропавловской крепости.

Морская прогулка, которая длится 1 час 15 минут, отправляется от Фонтанки 53, в непосредственной близости от Ломоносовского моста и примерно в 15 минутах ходьбы от церкви Спаса.Это стоит 10 долларов США, и вы можете купить билет онлайн на платформе GetYourGuide.

В конце круиза у вас будут очень хорошие рестораны у пристани на любой вкус:

  • Эривань (армянский ресторан)
  • Фиолет (азиатский ресторан)
  • Пельмени (попробовать пельмени, хинкали или вареники)
  • Палкин (изысканная русская кухня)

Посещали ли вы храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге?Петербург?

.

Храм Спаса-на-Крови

Храм строился с 1883 по 1907 год на месте трагических событий 1 марта 1881 года - смертельного ранения императора Александра II, направлявшегося к месту парада в г. Марсово поле в тот момент. Его сын Александр III приказал построить здесь церковь для регулярных служб в память погибшего отца. Именно поэтому за храмом закрепилось название Храм на Крови, хотя официально он называется Собором Воскресения Христова.

На строительство храма на деньги пожертвовали не только русские, но и жители славянских стран. На стенах колокольни более сотни мозаичных гербов городов, поселков, губерний и уездов, финансировавших строительство церкви. Также есть герб Дома Романовых.

Крест колокольни увенчан позолоченной королевской короной в знак признания того, что наибольший вклад в создание церкви внесла августейшая семья.Всего в строительство вложено 4,6 миллиона рублей.

Архитектурно собор отличается от других построек Санкт-Петербурга. В церкви более 7500 квадратных метров мозаики - по словам ее реставраторов, больше, чем в любой другой церкви в мире. Стены и потолки внутри церкви полностью покрыты замысловатой детализированной мозаикой - главными изображениями являются библейские сцены или фигуры - но с очень тонкими узорными границами, подчеркивающими каждую картину.Над этим мозаичным ансамблем работали художники В.М. Васнецов, М. Нестеров и А.П. Рябушкин.

Для украшения голов использованы изделия из меди, покрытые морозостойкой цветной эмалью (площадью 1000 квадратных метров). Высота самого высокого купола - 81 метр. По всему периметру здания храма установлено 20 гранитных досок с позолоченными надписями, описывающими подвиги Александра II. Со стороны Михайловского сада храм обнесен чугунной оградой с растительным орнаментом по эскизу Парланда.

После революции Храм на Крови был закрыт и долгое время не восстанавливался. Было даже слышно, что его собираются достроить. В 1970 году он был взят под патронат Исаакиевского собора, вложившего 80% средств в его реставрацию. В 1997 году Храм на Крови распахнул свои двери для посетителей как музей, в котором собрана большая коллекция мозаичных икон (площадью более 7 тысяч квадратных метров).

.

Храм Спаса на Крови

Храм Спаса на Крови ( Храм Спаса на Крови ) - один из главных русских православных соборов Санкт-Петербурга.

Церковь также известна как Церковь Спасителя на Крови и Церковь Воскресения Иисуса Христа , ее официальное название. «Кровь» этого общего имени относится к крови царя Александра II, убитого на этом месте 13 марта 1881 года, а также крови распятого Иисуса.

История Храма Спаса на Крови

Строительство началось в 1883 году при Александре III как памятник его отцу. Работа продвигалась медленно и была окончательно завершена во время правления Николая II в 1907 .

Финансирование было предоставлено королевской семьей при поддержке многих частных инвесторов. Строительство церкви вышло за рамки бюджета, который оценивался в 3,6 миллиона рублей, но в итоге обошелся в более чем 4,6 миллиона.

После революции церковь была разграблена и разграблена, что серьезно повредило ее внутреннее убранство.Советское правительство закрыло церковь в начале 1930-х годов.

Во время Второй мировой войны церковь использовалась как склад для овощей, что привело к сардоническому названию « Спаситель на картофеле ». Он сильно пострадал во время блокады Ленинграда, а после войны использовался как склад для расположенного поблизости оперного театра.

В июле 1970 года управление церковью перешло к Исаакиевскому собору (в то время использовавшемуся как высокодоходный музей), а доходы от собора были вложены обратно в восстановление церкви.

Он был вновь открыт в августе 1997 года после 27 лет реставрации, но не был повторно освящен и не функционирует как место поклонения на полный рабочий день. Церковь сейчас одна из главных туристических достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Что посмотреть в храме Спаса на Крови

Церковь на видном месте на канале Грибоедова . Участок улицы, на котором произошло убийство, был заключен в стены церкви, а часть канала залита так, чтобы улица проходила вокруг здания.

Архитектурно , церковь неуместна в Петербурге. В архитектуре города преобладают барокко и неоклассицизм, но Спас-на-Крови больше соответствует средневековой русской архитектуре. Он намеренно напоминает знаменитый собор Василия Блаженного в Москве.

Интерьер был разработан некоторыми из самых знаменитых русских художников того времени, включая Виктора Васнецова, Михаила Нестерова и Михаила Врубеля, но главный архитектор церкви Альфред Александрович Парланд был относительно малоизвестен.На месте смерти Александра был построен тщательно продуманный храм, украшенный топазом, лазуритом и другими полудрагоценными камнями.

Церковь содержит более 7 500 квадратных метров мозаик - по мнению ее реставраторов, больше, чем в любой другой церкви в мире. Замысловато детализированные мозаики изображают библейские сцены и фигуры с мелкими узорчатыми краями, подчеркивающими каждую картину.

Факты о храме Спаса-на-Крови

Примечание. Эта информация была точной на момент первой публикации, и мы делаем все возможное, чтобы постоянно обновлять ее, но такие детали, как часы работы и цены, могут быть изменены без предварительного уведомления.Чтобы избежать разочарования, пожалуйста, уточняйте информацию на сайте перед тем, как совершить особую поездку.

Дополнительная информация

.

достопримечательностей Санкт-Петербурга. Храм Спаса-на-Крови.

Спросите у эксперта по путешествиям

* Если вам нужен совет или вы готовы забронировать, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться к нам. Специалисты VisitRussia помогут вам в режиме 24/7.

Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге - православный храм-памятник Воскресения Христова, построенный в память об императоре Александре II, который был смертельно ранен в результате нападения на этом месте 1 марта 1881 года. Собор построен как памятник Царю-мученику.Собор расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, на берегу канала Грибоедова, рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью, недалеко от Марсова поля. Высота девятиглавого собора составляет 81 метр, вместимость - 1600 человек. Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге - музей и памятник русской архитектуры. Первое, что бросается в глаза при входе в Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, - это чудесный мозаичный ковер из его икон и орнаментов, покрывающий все внутреннее пространство, от цоколя до главного купола.Это единственный православный собор, мозаичное убранство которого составляет 7065 квадратных метров, одно из крупнейших собраний мозаики в Европе. Из разнообразия мозаик и мозаичных композиций следует отметить работы, выполненные с использованием оригиналов В. Васнецова, М. Нестерова, А. Рябушкина, Н. Харламова, В. Беляева. В качестве внутреннего убранства собора использованы полудрагоценные камни, облицован иконостас, стены и пол здания. Особо значимым в соборе было место покушения на императора Александра II.Над фрагментом каменной мостовой был сооружен навес - специальное сооружение, которое поддерживали колонны из серого и пурпурного нефрита. Вершину балдахина венчает топазовый крест. Под навесом хранятся мощи собора - часть решетки Екатерининского канала и камни каменной мостовой, на которые упал смертельно раненый император Александр II. Храм Спаса-на-Крови - первая церковь, построенная на месте гибели государственного императора.Храм Спаса-на-Крови - образец позднего этапа эволюции русского стиля. Здание представляет собой собирательный образ Русской Православной Церкви, основанный на образцах Москвы и Ярославля первой половины XVII века.

Экскурсии с Храмом Спаса на Крови

.

Интересные факты о Храме Спаса на Крови

Храм Спаса на Крови - один из главных русских православных соборов.

Это одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, Россия.

Церковь построена в память об Александре II, убитом в 1881 году.

Александр II умер от ран, нанесенных террористической группировкой «Воля народа».Сразу же его наследник, Александр III , заявил о своем намерении построить на этом месте церковь в память о своем отце и, кроме того, построить эту церковь в «традиционном русском» стиле - в отличие от того, что он считал заражающим западным влиянием. Петербурга.

Строительство началось в 1883 и было завершено во время правления Николая II в 1907 .

По фасаду он похож на собор Василия Блаженного в Москве. Его необычный многоцветный внешний вид выделяет его на фоне Санкт-Петербурга.Типично петербургские строгие архитектурные пропорции и цветовые сочетания.

Архитектурно собор отличается от других построек Санкт-Петербурга. В архитектуре города преобладают барокко и неоклассицизм, но Спас-на-Крови восходит к средневековой русской архитектуре
года в духе романтического национализма.

Церковь содержит более 7500 квадратных метров мозаики - по мнению ее реставраторов, больше, чем в любой другой церкви в мире.Стены и потолки внутри церкви полностью покрыты замысловатой детализированной мозаикой - главными изображениями являются библейские сцены или фигуры - но с очень тонкими узорными границами, подчеркивающими каждую картину.

Интерьер был разработан некоторыми из самых известных русских художников того времени, включая Виктора Васнецова, Михаила Нестерова и Михаила Врубеля, но главный архитектор церкви Альфред
Александрович Парланд был относительно малоизвестен.На месте смерти Александра был построен тщательно продуманный храм, украшенный топазом, лазуритом и другими полудрагоценными камнями.

Сложно детализированная мозаика изображает библейские сцены и фигуры, с мелкими узорами на границах каждой картины.

Строительство финансировала императорская семья. По предварительным подсчетам, строительство обошлось в 4,5 млн рублей

.

Советское правительство закрыло церковь в начале 1930-х годов.

Храм Спаса-на-Крови строили 24 года, а после раннего советского вандализма - 27 лет. Люди даже пошутили бы, что, как только будут сняты строительные эстакады
снаружи, советский режим падет. Возможно, это было совпадением, но за реконструкцией, завершившейся в 1991 году, последовали известные события, положившие конец коммунистическому режиму
года.

Во время Второй мировой войны , когда многие люди голодали из-за блокады Ленинграда немецкими войсками, церковь использовалась как временный морг для тех, кто погиб в боях, от голода и болезней.Церкви был нанесен значительный ущерб. После войны он использовался как склад для овощей, что привело к сардоническому имени Спаситель на картофеле.

Церковь Воскресения Христова резко контрастирует со своим окружением в стиле барокко, классической и модернистской архитектуры.

.

Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, Россия

Эта чудесная церковь в русском стиле была построена на том месте, где в марте 1881 года был убит император Александр II. Придя к власти в 1855 году после катастрофического поражения России в Крымской войне против Великобритании, Франции и Турции, Александр II инициировал ряд реформ. В 1861 году он освободил русских крепостных (крестьян, которые были почти порабощены своими хозяевами) от их связей с хозяевами и предпринял строгую программу военных, судебных и городских реформ, никогда ранее не предпринимавшихся в России.Однако во второй половине своего правления Александр II стал опасаться опасностей своей системы реформ, едва выдержав серию покушений на свою жизнь, включая взрыв в Зимнем дворце и крушение поезда. Александр II был окончательно убит в 1881 году группой революционеров, которые бросили бомбу в его королевский экипаж.

Храм Спаса на Крови

Принято решение построить церковь на месте смертельного ранения Императора.Церковь была построена между 1883 и 1907 годами и официально называлась Церковь Воскресения Христова (она же Церковь Спаса на Крови ). Строительство церкви было почти полностью профинансировано Императорской семьей и тысячами частных жертвователей. Внутри и снаружи церковь украшена невероятно детализированной мозаикой, разработанной и созданной крупнейшими русскими художниками того времени (В.М.Васнецов, М.В. Нестеров, М.А.Врубель). Интересно, что, несмотря на явно русский вид церкви, ее главный архитектор А. Парланд даже не был русским по происхождению.

Церковь была закрыта для богослужений в 1930-х годах, когда большевики пошли в наступление на религию и разрушили церкви по всей стране. Он оставался закрытым и реставрировался более 30 лет и, наконец, был вновь открыт в 1997 году во всем его ослепительном былом великолепии. Вид на церковь с Невского проспекта просто захватывает дух.

ПРИМЕЧАНИЕ. Перевод названия церкви различается в разных путеводителях и включает Церковь Спаса-на-Крови, Церковь Воскресения и Церковь Воскресения Христова .

Место нахождения: Набережная канала Грибоедова. Открыт в конце августа 1997 года после почти 30-летней реставрации.

.

Смотрите также