Собрались поехать во Францию?

Но ничего не знаете о ней?

Тогда вы попали по адресу!

[an error occurred while processing the directive]







Картины в русском музее


Коллекции Русского музея

Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам

Оставить отзыв по соблюдению организацией санитарно-эпидемиологических норм.

Поблагодарите или направьте пожелания по улучшению условий безопасной деятельности.

QR-коды всех филиалов

Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные прогулки

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее

Портал КУЛЬТУРА.РФ

Гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Рассказывает о событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках природы.

Перейти на сайт

Коллекции Русского музея

Среди живописных работ, переданных в Русский музей в момент его основания, заметную и значимую в художественном отношении часть составили произведения ведущих мастеров второй половины XIX в. (И.К.Айвазовский, В.М.Васнецов, К.Е.Маковский, И.Е.Репин, В.Д.Поленов, В.И.Суриков). Несмотря на то, что отбор картин для музея в первые два десятилетия его существования был несколько ограничен консервативными вкусами Совета Академии художеств, диапазон представленной в коллекции живописи постоянно расширялся. В этом огромная заслуга сотрудников музея, таких как Альберт Бенуа и Александр Бенуа, И.Э.Грабаръ, П.И.Нерадовский и др. Важные шаги были предприняты для комплектования собрания картин современных художников. Отдельные полотна и целые группы произведений поступали с выставок И.И.Левитана (в 1901 г. — посмертная), В.В.Верещагина (в 1905 г. — посмертная), Я.Ф.Ционглинского (в 1914 г. — посмертная), Товарищества передвижных художественных выставок (С.Ю.Жуковского, Н.А.Касаткина, И.И.Левитана, В.Е.Маковского), Нового общества художников (Б.М.Кустодиева, Н.М.Фокина), от авторов (А.Я.Головин, В.А.Серов, М.В.Нестеров), от случайных владельцев («Трапеза» В.Г.Перова, «Портрет О.К.Орловой» В.А.Серова и др.).

Заметным вкладом в собрание живописи стали переданные музею в 1918 г. эскизы М.А.Врубеля и картины К.А.Сомова из обширной коллекции В.Н.Аргутинского-Долгорукова. Вскоре на хранение в музей поступили собрание Н.И. и Е.М.Терещенко, состоявшее главным образом из произведений художников конца XIX — начала XX в. (в том числе «Богатырь» и «Шестикрылый серафим» М.А.Врубеля), собрание А.А.Коровина, где были полотна кисти В.А.Серова, Ф.А.Малявина, М.В.Нестерова, К.А.Коровина, а также представителей художественных объединений «Мир искусства», «Голубая роза» и «Бубновый валет».

Пополнение коллекции живописи второй половины XIX — начала XX вв. не прекращалось и в 1930-е гг. В это время из Музея революции среди других работ было передано «Торжественное заседание Государственного совета» кисти И.Е.Репина. Из Государственной Третьяковской галереи в Русский музей поступили полотна мастеров, слабо представленных в собрании последнего («Гитарист-бобыль» и «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева» В.Г.Перова, «Автопортрет» Н.В.Неврева, «Курсистка» Н.А.Ярошенко, «Летящий демон» М.А.Врубеля и «Бабы» Ф.А.Малявина).

За последние двадцать лет в музей поступило около двухсот произведений живописи второй половины XIX — начала XX в. Большая часть их этих работ была подарена в 1998 г. братьями И.А. и Я.А.Ржевскими. Обширное собрание картин русских художников, включающее полотна И.К.Айвазовского, И.И.Шишкина, Н.Н.Дубовского, Б.Н.Кустодиева, К.Я.Крыжицкого м многих других мастеров, сейчас представляет постоянную экспозицию музея в здании Мраморного дворца. Также необходимо отметить несколько этюдов и картин отечественных художников конца XIX — XX в. (С.Ю.Жуковский, Е.И.Столица, А.Б.Лаховский и др.), переданных в дар в 2009 г. от Н.П.Ивашкевич. Заметным приобретением последних лет стала картина И.Е.Репина «Портрет военного», ранее принадлежащая одной из североамериканских компаний.

В 1926 г. в дополнение к Художественному отделу Русского музея было создано Отделение новейших течений. Его фонды начали целенаправленно пополняться произведениями авангардных художественных направлений и творческих объединений первой четверти ХХ в., в том числе работами Н.С.Гончаровой, В.В.Кандинского, П.П.Кончаловского, П.В.Кузнецова, М.Ф.Ларионова, А.В.Лентулова, К.С.Малевича, Л.С.Поповой, В.Е.Татлина, Р.Р.Фалька, П.Н.Филонова, М.З.Шагала и многих других.

К 1927 г. в экспозиции Русского музея были последовательно представлены многочисленные новейшие течения от постимпрессионизма до беспредметничества. Отделение новейших течений просуществовало всего три года, однако оно, по существу, положило начало Отделу советской живописи ГРМ (1932-1991гг.), который на данный момент (в составе Отдела живописи 2-й половины XIX-XXI вв.) обладает постоянно пополняющимися фондами. Эти фонды, превышающие 6000 единиц хранения, охватывают практически все направления, школы, тенденции, основные виды и жанры развития русского искусства ХХ — начала XXI вв.

Русский музей располагает одной из крупнейших коллекций произведений раннего русского авангарда и его ведущих мастеров. В живописном собрании представлены основные новаторские течения середины 1910-х гг.: абстракционизм (В.В.Кандинский) и его сугубо русская ветвь — лучизм (М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова), неопримитивизм (М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова, А.В.Шевченко, К.С.Малевич), кубофутуризм (Д.Д.Бурлюк, К.С.Малевич, И.А.Пуни, Л.С.Попова, Н.А.Удальцова, А.А.Экстер и др.), супрематизм (К.С.Малевич, И.А.Пуни, О.В.Розанова, И.В.Клюн), конструктивизм (В.Е.Татлин, А.М.Родченко, А.А.Экстер, Л.В.Попова), аналитическое искусство (П.Н.Филонов). Уникальны по своей полноте коллекции произведений мастеров, создавших новаторские художественные системы (К.С.Малевич, П.Н.Филонов, К.С.Петров-Водкин), а также отдельных крупных живописцев, в том числе тех, чей творческий путь начинался уже в советское время (С.В.Герасимов, П.П.Кончаловский, П.В.Кузнецов, Б.М.Кустодиев, В.В.Лебедев, А.А.Рылов, А.В.Шевченко, Н.М.Ромадин). Также в коллекции музея представлены работы художников — представителей значительных школ, существовавших в советское время (например, ленинградская школа пейзажной живописи 1930-х —1950-х гг.).

Искусство социалистического реализма, демонстрирующее высокие художественные достоинства, сюжетную ясность, программную склонность к «большому стилю», отражено в полотнах А.А.Дейнеки, А.Н.Самохвалова, А.А.Пластова, Ю.И.Пименова и многих других советских художников, продолжавших работать в годы Великой Отечественной войны, и во второй половине ХХ в. В золотой фонд советского искусства вошли также находящиеся в собрании Русского музея произведения представителей «сурового стиля» и соприкасавшихся с ним направлений поисков советских живописи 1960-х-1970-х гг. В собрании музея находятся работы таких мастеров послевоенного искусства, как Н.И.Андронов, В.В.Ватенин, Д.Д.Жилинский, В.И.Иванов, Г.М.Коржев, Е.Е.Моисеенко, П.Ф.Никонов, П.П.Оссовский, В.Е.Попков, В.М.Сидоров, В.Ф.Стожаров, братья А.П. и С.П.Ткачевы, Б.С.Угаров, П.Т.Фомин и другие, созданные в широком жанровом диапазоне — от исторической картины до натюрморта.

Имевшая место в 1970–1980-е гг. актуализация отвергавшегося ранее художественного опыта породила в недрах официального искусства плеяду мастеров, работавших в русле «картины идей», связанной с метафорическим, многоплановым осмыслением окружающего мира и человеческой жизни (О.В.Булгакова, Т.Г.Назаренко, Н.И.Нестерова, И.В.Правдин, А.А.Сундуков и др.). В период «перестройки» (1985-1991гг.) собрание Русского музея пополнил ряд имен художников, работавших в рамках андеграунда. Ныне коллекция современной живописи — весьма мобильная и быстрорастущая часть фондов ХХ — начала ХХI вв., но продолжается и всестороннее формирование всего живописного собрания.

Смотреть экспонаты коллекции на портале «Виртуальный Русский музей»

Картины Русского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть

Кто любит русскую живопись, наверняка был в Русском музее в Санкт-Петербурге (открыт в 1897 году). Конечно, есть Третьяковская галерея. Но именно в Русском музее хранятся главные шедевры таких художников, как Репин, Брюллов, Айвазовский.

Если мы вспоминаем о Брюллове, то сразу же думаем о его шедевре “Последний день Помпеи”. Если о Репине, то в голове возникает картина “Бурлаки на Волге”. Если вспомним Айвазовского – вспомним и “Девятый вал”.

И это не предел. “Ночь на Днепре” и “Купчиха”. Эти знаковые картины Куинджи и Кустодиева – тоже в Русском музее.

Эти работы вам покажет любой гид. Да и сами вы вряд ли пройдёте мимо них. Так что об этих шедеврах я просто обязана рассказать.

Добавив пару моих любимых, пусть и не самых “раскрученных” (“Ахматову” Альтмана и “Тайную вечерю” Ге).

1. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г. Государственный Русский музей

4 года подготовки. Ещё 1 год непрерывной работы красками и кистями. Несколько обмороков в мастерской. И вот результат – 30 квадратных метров, на которых изображены последние минуты жизни жителей Помпеи (в 19 веке название города было женского рода).

Для Брюллова все было не зря. Думаю, в мире не было такого художника, чья картина, всего лишь одна картина произвела бы такой фурор.

Люди толпами врывались на выставку, чтобы посмотреть шедевр. Брюллова буквально носили на руках. Его окрестили ожившим Тицианом. А Николай I удостоил художника личной аудиенции.

Что же так поразило современников Брюллова? Да и сейчас не оставит зрителя равнодушным.

Мы видим очень трагичный момент. Через несколько минут все эти люди погибнут. Но нас это не отталкивает. Потому что нас завораживает … Красота.

Красота людей. Красота разрушения. Красота катастрофы.

Посмотрите, насколько все гармонично. Красное расскаленное небо прекрасно сочетается с красным одеянием девушек справа и слева. А как эффектно падают под ударом молнии две статуи. Я уж не говорю про атлетичную фигуру мужчины на вздыбленном коне.

Картина с одной стороны о реальной катастрофе. Позы людей Брюллов срисовывал с погибших в Помпеях. Улица тоже настоящая, ее до сих пор можно увидеть в очищенном от пепла городе.

Но красота персонажей делает произошедшее похожим на древний миф. Как будто красивые боги прогневались на красивых  людей. И нам не так печально.

О картине читайте также в статье “Последний день Помпеи” Брюллова. Почему это шедевр”.

2. Айвазовский. Девятый вал. 1850 г.

Иван Айвазовский. Девятый вал. 221 х 332 см. 1850 г. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

Это самая известная картина Айвазовского. Которую знают даже люди, далёкие от искусства. Чем же она так прославилась?

Людей всегда завораживает борьба человека со стихией. Желательно со счастливым финалом.

Вот этого в картине хоть отбавляй. Остросюжетней некуда. Шестеро выживших отчаянно цепляются за мачту. Рядом накатывает большая волна, девятый вал. За ней следом идёт ещё одна. Людям предстоит долгая и страшная борьба за жизнь.

Но уже рассвет. Пробивающееся сквозь рваные тучи солнце – это надежда на спасение.

Стихия Айвазовского, так же, как и у Брюллова, потрясающе красива. Конечно, морякам не сладко. Но мы не можем не любоваться прозрачными волнами, солнечными бликами и сиреневым небом.

Поэтому эта картина производит такой же эффект, что и предыдущий шедевр. Красота и драма в одном флаконе.

О картине читайте подробнее в статье “Девятый вал” Айвазовского. Почем это шедевр”.

3. Ге. Тайная вечеря. 1863 г.

Николай Ге. Тайная вечеря. 283 х 382 см. 1863 г. Государственный Русский музей. Tanais.info

Два предыдущих шедевра Брюллова и Айвазовского были приняты публикой с восторгом. А вот с шедевром Ге все было сложнее. Не любил ее Достоевский, например. Слишком приземлённой она ему казалась.

Но больше всех были недовольны церковники. Они даже смогли добиться запрета на выпуск репродукций. То есть широкая публика ее не могла увидеть. Аж до 1916 года!

Отчего же такая неоднозначная реакция на картину?

Вспомните, как изображали Тайную вечерю до Ге. Хотя бы Леонардо да Винчи.  Стол, вдоль которого Христос и 12 апостолов сидят и трапезничают. Иуда среди них.

У Николая Ге все иначе. Иисус возлежит. Что как раз Библии соответствовало. Именно так принимали еду иудеи 2000 лет назад, по-восточному.

Христос уже произнёс своё страшное предсказание, что один из учеников предаст его. Он уже знает, что это будет Иуда. И просит его сделать, что задумал, не откладывая. Иуда уходит.

И как раз в дверях мы словно сталкиваемся с ним. Он накидывает на себя плащ, чтобы уйти в темноту. И в прямом, и переносном смысле. Его лица почти не видно. А его зловещая тень падает на оставшихся.

В отличие от Брюллова и Айвазовского, здесь более сложные эмоции. Иисус глубоко, но смиренно переживает предательство ученика.

Пётр возмущён. У него горячий характер, он вскочил и недоуменно смотрит в след Иуде. Иоанн не может поверить в происходящее. Он, как дитя, который впервые столкнулся с несправедливостью.

А ещё апостолов меньше двенадцати. Видимо, для Ге это не было столь важным уместить всех. Для церкви же это было принципиально. Отсюда и цензурные запреты.

4. Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873 гг.

Иван Репин. Бурлаки на Волге. 131,5 х 281 см. 1870-1873 гг. Государственный Русский музей. Wikipedia.org

Илья Репин впервые увидел бурлаков на Ниве. И так был поражён их жалким видом, особенно в контрасте с отдыхающими неподалёку дачниками, что решение писать картину тут же созрело.

Холёных дачников Репин не стал писать. Но контраст все же в картине присутствует. Грязное отрепье бурлаков противопоставлено идиллистическому пейзажу.

Может быть, для 19 века это выглядело не так вызывающе. Но для современного человека такой вид работника кажется удручающим.

Да ещё Репин пароход на заднем плане изобразил. Который мог бы быть использован в качестве буксира, чтобы людей не мучить.

В реальности бурлаки не были настолько обездолены. Их хорошо кормили, после обеда всегда давали поспать. А за сезон они зарабатывали столько, что зимой могли прокормить себя, не работая.

Репин взял для картины сильно вытянутый по горизонтали холст. И удачно выбрал угол зрения. Бурлаки идут к нам навстречу, но при этом не загораживают друг друга. Мы легко можем рассмотреть каждого из них.

И самого главного бурлака с лицом мудреца. И молодого парня, который никак не приноровится к лямке. И предпоследнего грека, который оглядывается на доходягу.

С каждым в упряжке Репин был лично знаком. Вёл с ними долгие беседы про жизнь. Поэтому они и получились такими разными, каждый со своим характером.

О картине читайте подробнее в статье “Бурлаки на Волге” Репина. Почему картина стала культовой”.

5. Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880 г.

Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 105 х 144 см. 1880 г. Государственный Русский музей. Rusmuseum.ru

“Лунная ночь на Днепре” – самая известная работа Куинджи. И не удивительно. Сам художник очень эффектно познакомил ее с публикой.

Он организовал персональную выставку. В выставочном зале было темно. Лишь одна лампа была направлена на единственную картину выставки, “Лунную ночь на Днепре”.

Люди заворожённо смотрели на картину. Яркий зеленоватый свет луны и лунной дорожки гипнотизировал. Видны очертания украинской деревушки. Лишь часть стен, освещённых луной, выступает из темноты. Силуэт мельницы на фоне освещённой реки.

Эффект реалистичности и фантастичности одномоментно. Как же художник добился таких “спецэффектов”?

Помимо мастерства здесь ещё Менделеев руку приложил. Он помогал Куинджи создать состав краски, особенно мерцающей в полумраке.

Казалось бы, удивительное качество у художника. Уметь самому распиарить свою же работу. Но он поступил неожиданно. Почти сразу после этой выставки Куинджи 20 лет провёл затворником. Он продолжал писать, но свои картины никому не показывал.

Картина ещё до выставки была куплена великим князем Константином Константиновичем (внуком Николая I). Он так был привязан к картине, что взял ее в кругосветное путешествие. Соленый влажный воздух способствовал потемнению полотна. Увы, того гипнотического эффекта уже не вернуть.

Но вы можете полюбоваться авторскими, более яркими копиями в Третьяковской галерее или Симферопольском музее.

6. Альтман. Портрет Ахматовой. 1914 г.

Натан Альтман. Портрет Анны Ахматовой. 123 х 103 см. 1914 г. Государственный Русский музей. Rusmuseum.ru

“Ахматова” Альтмана очень яркая и запоминающаяся. Говоря о поэтессе, многие вспомнят именно этот ее портрет. Удивительно, но ей самой он не нравился. Портрет ей казался странным и “горьким”, судя по ее стихам.

На самом деле даже сестра поэтессы признавала, что в те дореволюционные годы Ахматова такой и была. Истинной представительницей модерна.

Молодая, стройная, высокая. Ее угловатой фигуре как нельзя лучше вторят “кустарники” в стиле кубизма. А ярко-синее платье удачно сочетается с острым коленом и выпирающим плечом.

Он сумел передать облик стильной и неординарной женщины. Впрочем он сам был таким.

Альтман не понимал художников, которые могут работать в грязной мастерской и не замечать крошек в своей бороде. Сам он всегда был одет с иголочки. И даже нижнее белье шил себе на заказ по своим же эскизам.

В неординарности ему тоже было сложно отказать. Как-то изловил тараканов в своей квартире, он покрасил их в разные цвета. Одного выкрасил в золотой цвет, назвал его “лауреатом” и отпустил со словами “Вот его тараканиха-то удивится!”

7. Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918 г.

Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 120 х 120 см. 1918 г. Государственный Русский музей. Artchive.ru

“Купчиха” Кустодиева – жизнерадостная картина. На ней мы видим добротный, сытый мир купечества. Героиня с кожей светлее неба. Кот с мордочкой, похожей на лицо хозяйки. Пузатый начищенный самовар. Арбуз на богатом блюде.

Что мы могли бы подумать о художнике, который написал такую картину? Что художник знает толк в сытой жизни. Что он любит пышных женщин. И что он явно жизнелюб.

А вот, как было на самом деле.

Если вы обратили внимание, то картина написана в революционные годы. Художник с семьёй жил крайне бедно. Мысли только о хлебе. Тяжёлый быт.

К чему такое изобилие, когда вокруг разруха и голод? Так Кустодиев пытался запечатлеть безвозвратно ушедшую красивую жизнь.

А что насчёт идеала женской красоты? Да, художник говорил, что худые женщины его не вдохновляют на творчество. Тем не менее, в жизни он предпочитал именно таких. Стройной была и его жена.

Кустодиев был жизнелюбивым. Чему поражаешься, так как к моменту написания картины он уже 3 года как был прикован к инвалидному креслу. Диагноз костного туберкулёза ему был поставлен ещё в 1911 году.

Кустодиевская внимательность к деталям очень необычна для времени, когда процветал авангард. Мы видим каждую сушку на столе. Гуляющих у гостиного двора. И молодца, пытающегося удержать коня на скаку. Все это похоже на сказку, небылицу. Которая когда-то была, да закончилась.

Подведем итог:

Хотите увидеть главные шедевра Репина, Куинджи, Брюллова или Айвазовского – Вам в Русский музей.

“Последний день Помпеи” Брюллова – про красоту катастрофы.

“Девятый Вал” Айвазовского – про масштаб стихии.

“Тайная вечеря” Ге – про осознание скорого предательства.

“Бурлаки” Репина – про наемного работника 19 века.

“Лунная ночь на Днепре” – про душу света.

“Портрет Ахматовой” Альтмана – про идеал женщины модерна.

“Купчиха” Кустодиева – про эпоху, которую не вернуть.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Англоязычная версия статьи

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Pinterest

Похожее

Постоянные экспозиции

Древнерусское искусство ХII—XVII веков

Постоянная экспозиция

Собрание древнерусской живописи Русского музея — одно из самых крупных и значительных в нашей стране. Оно включает в себя около шести тысяч икон. В постоянной экспозиции, размещенной в первых четырех залах Михайловского дворца, представлена часть этой коллекции — наиболее ценные произведения XII–XVII веков, созданные в важнейших художественных центрах Древней Руси: Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале, Москве и Ярославле.

Заказать билеты

Русское искусство XVIII века

Постоянная экспозиция

Экспозиция раздела построена по хронологическому принципу и дает представление об основных этапах и тенденциях развития искусства этой эпохи. В разделе, посвященном времени Петра I, особое место принадлежит произведениям И.Н.Никитина и А.М.Матвеева — крупнейших русских портретистов, с именами которых связано утверждение светского направления в русском изобразительном искусстве.

Заказать билеты

Русское искусство первой половины XIX века

Постоянная экспозиция

Экспозиция знакомит с произведениями, представляющими разнообразие тенденций в русском искусстве этого времени — это классицизм, романтизм, зарождающийся во второй трети XIX века реализм. Широко и всесторонне представлено творчество мастеров академической школы: произведения К.П.Брюллова («Последний день Помпеи», портреты современников и религиозные композиции), образцы исторической живописи, выполненные Г.И.Угрюмовым, А.И.Ивановым, А.Е.Егоровым, Ф.И. Бруни.

Заказать билеты

Коллекции Русского музея

Отдел новейших течений был создан в конце 1980-х гг. Одна из задач отдела — закрепить в практике музейного собирательства новые, нетрадиционные виды искусства, новые медии и технологии: инсталляции и ассамбляжи, видеоарт, фотографию и photo-based art, многое другое.

Подробнее

Собирательская деятельность отдела непосредственно связана с выставочной деятельностью — как правило, в коллекцию попадают работы, «обкатанные» на музейных выставках. Так было заведено с самой первой крупной закупки, последовавшей после известной выставки 1990 года «Территория искусств», организованной Государственным Русским музеем совместно с Institut des hautes Etudes en Arts Plastiques (Париж, Франция). Подобная последовательность: вначале — музейная выставка, подтверждающая статусность произведения, затем — закрепление этой статусности принадлежностью музейному собранию, — стала практикой.

Сам характер отбора произведений, заинтересованность в каких-то конкретных реалиях арт-практики, вероятно, имеют обратную связь с художественным процессом: музей не только представляет современное искусство, но и в какой-то мере участвует в его развитии.

Разумеется, главной задачей отдела новейших течений является отслеживание наиболее актуальных явлений текущего художественного процесса и его отражение в собрании. Однако, наряду с установкой на текущий момент, отдел видит свою задачу и в восполнении лакун, существующих в музейной коллекции. В орбиту его внимания входят также явления, зарекомендовавшие себя задолго до 1980-х гг., явления, невостребованные в свое время по причинам, в основном, идеологического порядка и сегодня отраженные в фондах отдела.

Музей Людвига в Русском музее

Смотреть экспонаты коллекции на портале «Виртуальный Русский музей»

Соков Л.П. «Мерлин и медведь».

1989 - 1990. Картон ручного отлива, смешанная техника, литография, рельеф, золотая фольга горячего прессования. Портфолио. 5 листов. Лист 3.

Плющев И.С. (Плющ). Эпизод 1. Из серии «Пока петухи не пропели».

2011. Холст, акрил, лак.

Коллекции Русского музея

Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам

Оставить отзыв по соблюдению организацией санитарно-эпидемиологических норм.

Поблагодарите или направьте пожелания по улучшению условий безопасной деятельности.

QR-коды всех филиалов

Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные прогулки

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее

Портал КУЛЬТУРА.РФ

Гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Рассказывает о событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках природы.

Перейти на сайт

Топ-10 картин Русского музея Санкт-Петербург

Всего десять лет назад, в докризисные времена, русское искусство было синонимом «больших денег», когда покупатели охотились за Айвазовским или Репиным и были готовы заплатить за них целые состояния, поскольку знали, что продадут их по двойной цене. . Времена изменились, и очередная ставка русского искусства не заставит аукциониста потеть. Но искусство не изменилось, оно осталось прежним, и оно здесь, в Государственном Русском музее, специально созданном для хранения картин Малевича, Шагала и т. Д.дом. Вот 10 самых известных из них.

1. Черный квадрат - Казимир Малевич

Черный квадрат - самая популярная картина Казимира Малевича и, возможно, самая известная и неоднозначная картина в мире. Что может быть неожиданным для вас, так это то, что существует четыре версии этого шедевра. Первая из них написана в 1915 году. Что касается последней, искусствоведы полагают, что она написана в период между 1920-ми и 1930-ми годами.

«Черный квадрат», несомненно, одна из самых загадочных картин 20 века.Художники говорят, что нет одного цвета, как вы могли подумать (и как мы). В эту роспись вошли практически все известные основные цвета, кроме… черного. На самом деле нарисованная фигура не является квадратом, потому что в ней нет параллельных линий. Есть предположение, что квадрат сначала не был черным. Малевич пытался создать картину в стиле кубизма, но затем решил нарисовать только черный квадрат поверх предыдущей картины.

2. Девятая волна - Иван Айвазовский

Девятая волна - великая картина XIX века Ивана Айвазовского.Картина написана в 1850 году.
В XIX веке моряки считали 9-ю волну плохим знаком, потому что она была самой большой и разрушительной. На фото шестеро моряков встречают эту волну. Их корабль был разбит, поэтому они могли умереть. По правде говоря, все нарисованные волны не такие уж и большие, и все герои могли выжить. Теплые тона рисунка также показывают, что у них явно был шанс. Айвазовский - русский гениальный маринист, один из самых выдающихся маринистов мира.Его Девятая волна одновременно показывает красоту природы и ее разрушительную сторону.

3. Последний день Помпеи - Карл Брюллов

Последний день Помпеи был написан в 1833 году известным русским художником Карлом Брюлловым.
Картина сначала была представлена ​​в Риме, но затем ее перевезли в Лувр. Только в 1934 году "Последний день Помпеи" появился в Санкт-Петербурге, где Александр Демидов подарил его Николаю I. Сюжет картины был создан Брюлловым во время путешествия у Везувия.Ученые предполагают, что здесь был город под названием Помпеи, разрушенный Везувием. Все люди на фотографии находятся на грани смерти, некоторые из них пытались молиться - они верят, что это может их спасти. Многие искусствоведы считают, что здесь два главных героя - мертвая женщина и ее маленький ребенок.

4. Ответ запорожских казаков султану - Илья Репин

Запорожские казаки готовят манифест, также известный как «Ответ запорожских казаков султану Османской империи Мехмеду IV», - картина Иллаева. Репина.Картина написана на огромном холсте, поэтому на ее создание ушло почти десять лет, с 1880 по 1891 год.

Картина была куплена Александром III в России и затем передана в Государственный Русский музей. Первый черновой рисунок картины был сделан в Запорожье, где Репин был в 1880 году со своим другом, молодым русским художником Валентином Серовым. У всех нарисованных людей были свои настоящие прототипы. Некоторые критики заявляют, что картина не имеет исторической достоверности. После первой версии автор начал раскрашивать вторую (она должна была быть более правдивой), но не успел ее закончить.

5. Прогулка - Марк Шагал

Прогулка Марка Шагала (сделанная в 1917 году) показывает нам только две простые фигуры - мужчину и женщину. У них есть настоящие прототипы - мужчина - автор этой картины, а женщина - его жена Белла. Он очень любил ее и рисовал только ее даже после ее смерти (хотя пытался найти возлюбленную).

Автор попытался показать, что для двух любящих людей нет ничего невозможного. Шагал показывает летящую жену. Они держат друг друга за руки.Это символ их любви. Некоторые полагают, что автор подумал об одной русской пословице: «Лучше иметь птичку в руке, чем вольную большую птицу в небе». Прогулка показывает нам, что иногда нет необходимости делать выбор: главный герой одновременно держит в руках птичку и «летающую птицу».

6. Масленица - Борис Кустодиев

Масленица, написанная Борисом Кустодиевым в 1916 году, - не единственная картина об этом празднике, написанная этим художником (есть и варианты 1917 года. и 1921).

На этом снимке показаны последние дни зимы. Все веселятся и готовятся сжечь символ фестиваля, чтобы положить конец зиме. Небо имеет теплый голубой цвет, что означает приход весны. Кустодиев использует только яркие красивые цвета, чтобы показать радость и счастье людей. Все города, нарисованные этим автором, безлики. Подобные фестивали проводились практически в каждом городе России. А иногда Масленица была вееееееери - посмотрите видео из российского фильма в нашем посте, посвященном празднованию Масленицы в Питере.Санкт-Петербург в 2017 году.

7. Витязь на перекрестке - Виктор Васнецов

Виктор Васнецов написал «Витязь на перекрестке» в 1882 году. Некоторые предыдущие карандашные рисунки этой картины были сделаны в 1870-х годах.
Один из самых известных русских былин Илья Муромец и разбойники оказали большое влияние на сюжет «Витязя на распутье». На картине каменное письмо настоящее - оно равнозначно словам из эпоса. Первый примерный рисунок показал, что конь находится полностью впереди.Также была дорога. В финальной версии Васнецов убрал ее, чтобы картина стала драматичнее, а фигуру рыцаря увеличила и монументальнее. В Государственном Русском музее хранится вторая версия этой картины.

8. Христос и грешник - Василий Поленов

«Христос и грешник», также известный как «Безгрешный» (1888 г.), - картина Василия Поленова.
Сюжет картины основан на повести из Евангелия от Иоанна о Христе и грешнике.От появления предыдущих рисунков карандашом до завершения масляной живописи прошло 15 лет. Картина была куплена Александром III в России, а затем в 1897 году помещена в собрание Государственного Русского музея. На картине изображено несколько человек. Некоторые из них привели ко Христу (который учил своих учеников) женщину, которую обвинили в неверности, и спросили, что делать (собирались бить ее камнями). Согласно Евангелию, Христос предложил сделать это кем-то, у кого вообще нет грехов.Не было людей без грехов, поэтому они ее отпустили.

9. Бурлаки, или Бурлаки на Волге - Илья Репин

Бурлаки, или Бурлаки на Волге, на картине Репина 1873 года.
Автор видел бурлаки у Невы за первый раз. Он был поражен ими: они так отличались от других счастливых людей. Они устали и волновались. До того, как была написана основная версия картины, Репин утопил множество карандашных набросков и акварельных шизо.Финальный вариант «Бурлаков на Волге» показывает нам, насколько трудна работа этих людей. Они устали и недовольны. На заднем плане - буксир, символ технического прогресса, который бурлаки не могут использовать.

10. Гости из-за границы - Николай Рерих

«Иностранные гости Рериха» написан в 1901 году в Париже.
Картина входит в цикл картин «Русское начало. Славяне'. Картина была куплена Николаем II в России и затем помещена в Государственную Третьяковскую галерею, чуть позже в Русский музей.Стиль Гостей включает в себя элементы стиля древнерусских иконописцев в сочетании с современными тенденциями. По мнению некоторых искусствоведов, корабль направляется в поселение славян, чтобы положить конец войне и заключить мир. Славяне не боятся его внешнего вида. Море спокойное и хорошая погода - это символ спокойного посещения.

Читайте также наш пост о 10 самых известных картинах Эрмитажа.

.

Коллекции Русского музея

Среди музейных собраний русской иконописи почетное место занимает коллекция икон Русского музея, наряду с Третьяковской галереей и Московским историческим музеем. Коллекция насчитывает более пяти тысяч икон XII - начала ХХ веков. Коллекция древнерусского искусства и ремесел, скульптуры и прикладного искусства стоит в одном ряду с собраниями крупнейших музеев России. Это одно из важнейших собраний, дающее представление о развитии русского декоративно-прикладного искусства на протяжении веков - с девятого по семнадцатое.

Возникновение коллекции восходит к моменту открытия Русского музея в 1898 году. Первые иконы и другие предметы старины поступили из Академии художеств в Санкт-Петербурге, где с середины XIX века размещался музей. христианских древностей. Среди них были иконы из собраний известных коллекционеров М.П. Погодин и П.Ф. Коробанова, обширное собрание икон, крестов и складных икон, конфискованных из культовых сооружений старообрядцев.Уникальные скульптуры XVI века были обнаружены и перевезены из Софийского собора в Новгороде; собрание русских и греческих артефактов со Святой горы Афон было собрано П.П. Севастьянов. Позже значительную роль в формировании собрания Русского музея сыграло приобретение в 1913 году огромной коллекции известного историка и коллекционера, академика Н.П. Лихачева, насчитывающее около 1500 икон. В 1912 и 1914 годах собрание музея пополнилось антикварными артефактами из двух выдающихся монастырей - Иосифо-Волоколамского и Покровского в Суздале, из ризницы которых было привезено 46 икон, принадлежащих монахиням из аристократических семей.

Количество и высокий художественный уровень собранных в Русском музее артефактов древнерусского искусства позволили создать в рамках музея уникальный музей - «Хранилище иконописных и церковных древностей имени Николая II», которое было официально открыто в 1914 году. Название хранилища именем Николая II было не просто знаком уважения к императору. Николай II принимал непосредственное участие в создании хранилища, жертвуя большие суммы денег на приобретение произведений искусства.Хранилище стало крупнейшим государственным собранием древнерусского искусства в России.

После революции, подорвавшей основы религиозной культуры в стране, музей стал практически единственным надежным хранилищем артефактов церковного искусства. Благодаря усилиям музейщиков были собраны предметы искусства из многих разрушенных или закрытых церквей и монастырей - например, из Кирилло-Белозерского, Александро-Свирского, Соловецкого и других монастырей. В 1920-1930-е гг. Предметы были переданы из Александро-Невского монастыря, Тихвинского монастыря, Троицкого собора в Пскове, из музеев Духовной академии и Археологического института в Петрограде.

После Великой Отечественной войны коллекция продолжала пополняться, в основном за счет экспедиций по сбору артефактов древнерусского искусства. Подобные экспедиции музей организовывал ежегодно или несколько раз в год. Пик экспедиционной активности пришелся на 1960-е годы. В те годы в музей были привезены сотни икон XIV-XIX веков. Сегодня благодаря усилиям поколений музейщиков сформирована коллекция, представляющая значительную историческую и культурную ценность.

Основную часть коллекции составляют русские иконы из крупных художественных центров Древней Руси, таких как Новгород, Москва, Псков, Ярославль, Вологда и Тверь, а также из небольших провинциальных художественных центров. Самая старая икона коллекции - знаменитый «Ангел с золотыми волосами», созданный на рубеже XIII веков. Среди шедевров коллекции - иконы из иконостаса Успенского собора во Владимире, связанные с именем крупнейшего иконописца конца XIV - начала XV веков Андрея Рублева, группа икон из Собора. Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, над которым великий мастер Дионисий и его мастерская работали в 1502 году.Особый интерес представляют работы мастеров Строгановского училища и крупнейшего иконописца Оружейной палаты XVII века Симона Ушакова и других. Благодаря множеству и разнообразию артефактов в коллекции предлагается полное представление о развитии русской иконописи на протяжении семи веков ее истории.

Наиболее древнюю часть собрания древнерусского прикладного искусства составляют произведения домонгольского искусства, отражающие художественные традиции древнего Киева.Это предметы личного благочестия и украшения из драгоценных и простых металлов: литые амулеты, бронзовые кресты, энколпионы, миниатюрные каменные иконы, детали женских драгоценных головных уборов и княжеские регалии. Жемчужиной коллекции является так называемое «Киевское сокровище» 1887 года, найденное на территории Михайловского Златоверхого монастыря.

Прикладное искусство и деревянная скульптура Новгорода и Пскова XIII-XVII веков широко представлены в коллекции музея.Это раскрашенные фигуры Святителей Николая Чудотворца и Георгия Победоносца, новгородских архиепископов и подвижников. Литые бронзовые фигурки, иконы и изображения, вырезанные из камня, также являются богатым иконографическим и стилистическим материалом. Особенно важны артефакты второй половины тринадцатого и четырнадцатого веков, которые для нашего времени являются исключительно редкими. О расцвете новгородской культуры в XIV-XVI веках и других центрах можно судить также по выдающимся образцам древнерусской вышивки.Это покровы для икон и мощей, литургические плащаницы, вышитые иконостасы и индивидуальные вышитые иконы, архиерейские облачения, украшенные орнаментальной и живописной вышивкой. В дополнительных надписях часто встречаются имена жертвователей и церквей и монастырей, в которых хранились предметы.

Большую часть коллекции составляют произведения прикладного искусства Москвы XIV-XVII веков.В основном это изделия из серебра - множество чаш, чаш, богослужебных сосудов и книг в серебряных окладах, подаренных великими князьями и королями соборам Московского Кремля или хранимых в монастырских ризницах.

.

Коллекции Русского музея

Среди картин, переданных Русскому музею при его основании, значительную часть составили работы ведущих художников второй половины XIX века. (И.К. Айвазовский, В.М. Васнецов, К.Е. Маковский, И.Е. Репин, В.Д. Поленов, В.И. Суриков). Несмотря на то, что отбор картин для музея в первые два десятилетия его существования несколько ограничивался консервативными вкусами Совета Академии художеств, круг представленных в коллекции картин постоянно расширялся.В этом во многом можно приписать музейным работникам, таким как Альберту и Александру Бенуа, И.Е. Грабару, П.И. Нерадовскому и другим.

Среди картин, переданных Русскому музею при его основании, значительную часть составили работы ведущих художников второй половины XIX века. (И.К. Айвазовский, В.М. Васнецов, К.Е. Маковский, И.Е. Репин, В.Д. Поленов, В.И. Суриков). Несмотря на то, что отбор картин для музея в первые два десятилетия его существования несколько ограничивался консервативными вкусами Совета Академии художеств, круг представленных в коллекции картин постоянно расширялся.В этом во многом можно приписать музейным работникам, таким как Альберту и Александру Бенуа, И.Е. Грабару, П.И. Нерадовскому и другим.

Сделаны важные шаги по формированию собрания произведений современных художников. Отдельные картины и группы работ поступили с выставок И.И. Левитана (1901), В. Верещагин (1905), Ю. Ф. Ционглинский (1914), Товарищество передвижных художественных выставок (С. Ю. Жуковский, Н. А. Касаткин, И. И. Левитан, В. Е. Маковский), Новое общество художников (Б. М. Кустодиев, Н.М. Фокин), авторов (А.Ю. Головин, В.А. Серов, М.В. Нестеров), а также из частных коллекций («Трапеза» В.Г. Перова, «Портрет О.К. Орловой» В.А. Серова и др.).

Заметный вклад в собрание внесен в 1918 году, когда по эскизам М.А.Врубеля и К.А. Картины Сомова были переданы музею от В. Обширная коллекция Аргутинского-Долгорукого. Вскоре музей получил Н.И. и собрание Е.М.Терещенко, состоящее в основном из произведений художников конца XIX - начала ХХ века (в том числе «Витязь» и «Шестикрылый серафим» М.А. Врубель), А.А. Коровина, в том числе картины В.А. Серов, Ф.А.Малявин, М.В. Нестеров, К. Коровина, а также представители художественных объединений «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет».

Коллекция живописи второй половины XIX - начала XX века продолжала расти в 1930-е годы. Тогда в числе других произведений «Торжественное заседание Государственного Совета» И.Е. Репина передали из Музея революции. Из Государственной Третьяковской галереи в Русский музей поступили картины мастеров, недостаточно представленных в последней («Гитарист-холостяк» и «Портрет Ивана Тургенева» В.Г. Перов, «Автопортрет» Н. В. Неврева, «Студентка» Н. А. Ярошенко, «Летящий демон» М. А. Врубеля и «Женщины» Ф. А. Малявина).

За последние двадцать лет в музей поступило около двухсот произведений искусства второй половины XIX - начала XX века. Большая часть этих работ была подарена в 1998 году братьями И.А. и Ю.А. Ржевский. Обширная коллекция картин русских художников (в том числе картины И.К. Айвазовского, И.И. Шишкина, Н.Н. Дубовского, Б.Н. Кустодиева, К.Ю. Крыжицкого и многих других мастеров) Сейчас частью постоянной экспозиции музея является здание Мраморного дворца. Следует также отметить несколько эскизов и картин русских художников конца XIX - XX веков (С.Ю. Жуковский, Е.И. Столица, А.Б. Лаховской и др.), Подаренных в 2009 г. Н.П. Ивашкевич. Заметным приобретением последних лет стала картина И.И. Репина «Портрет солдата», ранее принадлежавший североамериканской компании.

В 1926 году, помимо Художественного отдела Русского музея, был создан Отдел современного искусства.Его коллекции начали пополняться произведениями авангардных художественных течений и творческих коллективов первой четверти XX века. В их число вошли произведения Н.С. Гончарова, В.В. Кандинский, П. Кончаловский, П. Кузнецов, М.Ф. Ларионов, А. Лентулов, К. Малевич, Л. Попова, В. Татлин, Р.Р.Фальк, П.Н. Филонов, М.З. Шагала и многих других.

К 1927 году экспозиция Русского музея включала в себя образцы множества новейших течений от постимпрессионизма до беспредметного искусства. Отдел современного искусства просуществовал всего три года, но фактически он положил начало Отделу советского искусства Русского музея (1932–1991), коллекции которого продолжали расти (в составе Отдела Живопись второй половины XIX - начала XXI веков).Эти коллекции насчитывают более 6000 предметов, охватывающих практически все школы, направления, основные виды и жанры русского искусства ХХ - начала ХХI веков.

В Русском музее находится одно из крупнейших собраний произведений раннего русского авангарда и его ведущих художников. В коллекции представлены все основные новаторские направления середины второго десятилетия ХХ века: абстрактное искусство (В.В. Кандинский) и его чисто русское ответвление - «лучизм» («лучизм», М.Ф.Ларионов, Н. Гончарова), неопримитивизм (М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, А.В. Шевченко, К.С. Малевич), кубофутуризм (Д.Д. Бурлюк, К.С. Малевич, И.А. Пуни, Л.С. Попова, Н.А. Удальцов, А.А. Экстер и др.), Супрематизм (К.С. Малевич, И.А. Пуни , О. В. Розанова, И. В. Клюн), конструктивизм (В. Е. Татлин, А. М. Родченко, А. А. Экстер, Л. В. Попова), аналитическое искусство (П. Н. Филонов). Совершенно уникальны собрания художников, создавших новаторские художественные системы (К.С.Малевич, П.Н.Филонов, К. Петров-Водкин) и ряда крупных художников, в том числе тех, чья творческая карьера началась в советское время (С.В. Герасимов, П.П. Кончаловский, П.В. Кузнецов, Б.М. Кустодиев, В.В. Лебедев, А.А. Рылов, А.В. Шевченко, Н.М. Ромадин). Кроме того, в коллекции музея представлены работы представителей крупных школ, существовавших в советское время (например, Ленинградская школа пейзажной живописи 1930-1950-х годов).

Искусство социалистического реализма, проявляющее высокую художественную ценность, ясность сюжета, тенденцию к «большому стилю», нашло отражение в картинах А.А. Дейнека, А. Самохвалов, А.А. Пластов, Ю.И. Пименов и многие другие советские художники, продолжавшие работать в годы Великой Отечественной войны и во второй половине XX века. Наиболее ценную часть собрания советского искусства Русского музея составляют произведения представителей «сурового стиля» и относящиеся к течениям советского искусства 1960–1970-х годов. В коллекции музея представлены работы таких мастеров послевоенного времени, как Н.И. Андронов, В. Ватенин, Д. Жилинский, В. Иванов, Г.Коржев, Е.Е. Моисеенко, П.Ф. Никонов, П. Оссовский, В. Попков, В. Сидоров, В.Ф. Стожаров, братья А.П. и С.П. Ткачевы, Б.С. Угаров, П. Фомин и другие, представляющие широкий спектр жанров - от исторической живописи до натюрморта. В 1970-1980-х годах был обновлен ранее отвергнутый художественный опыт, который в рамках официальных художественных течений породил ряд художников, которые работали в области «идейных картинок», связанных с метафорической многомерной концептуализацией мира и человеческая жизнь (О.В. Булгакова, Т. Назаренко, Н. Нестерова, И. Правдин, А.А. Сундуков и др.). В период «перестройки» (1985–1991) собрание Русского музея пополнилось рядом художников, работающих в рамках подпольного движения. Коллекция современного искусства - очень мобильная и динамичная часть собрания ХХ - начала ХХI веков, при этом другие части коллекции живописи также продолжают расти.

.

Коллекции Русского музея

Истоки графической коллекции Русского музея восходят ко времени его открытия, 7 (19) марта 1898 года. В этот день зарисовки, рисунки и акварели К. Брюллова, Ф. Бруни. , А. Егоров, К. Беггров и другие мастера первой половины XIX века экспонировались в двух залах Михайловского дворца.

Почти половина из 979 акварелей и рисунков, впервые выставленных в музее, была подарена герцогиней М.Тенишева. В этом прекрасном собрании были работы О. Кипренского, К. Брюллова, П. Федотова, И. Крамского, И. Репина, В. Серова, а также членов Общества русских акварелистов. В последующие годы М.Тенишева пополнила свой дар, подарив музею еще 196 картин художников «Мира искусства» М. Врубеля, Л. Бакста, К. Коровина и других.

Первые поступления в музейную коллекцию были весьма неоднородными и отражали выбор и вкус жертвователей.Но постепенно, уже в 1910-х годах, складывались основные принципы формирования графических коллекций, основанные на необходимости полного отражения всех значительных событий в русском искусстве. В те годы впервые было сочтено необходимым собирать не только рисунки и акварели, но и эскизы, этюды и эскизы известных художников, скульпторов и архитекторов. Расширение графической коллекции ознаменовалось созданием в 1918 г. самостоятельного отдела, в который вошли не только рисунки и акварели, но и гравюры.

В отдел продолжали поступать новые поступления. В 1923 году в музей поступило 1713 произведений из семьи художников Маковских. Другая важная часть принадлежала коллекции С. Боткина. Среди 1320 графических работ, подаренных музею его вдовой, были редкие акварели М. Иванова, рисунки А. Лосенко, М. Козловского, А. Егорова, О. Кипренского, П. Федотова, П. Соколова, И. Репин, В. Суриков, М. Врубель, В. Серов и другие мастера русского искусства.

Нельзя не упомянуть и бесценную коллекцию Л.Жемчужникова (4722 работы, в том числе картины П.Федотова), замечательное собрание А.Р. Томилова и Э.Г. Шварца, основанная на произведениях художников первой половины XIX века О. Кипренского, А. Орловского, А. Венецианова и Г. Кваренги, а также коллекции князя В. Аргутинского-Долгорукова (1895 г.) штук) и знаменитой архитектурной графики восемнадцатого и первой половины девятнадцатого века.

В 1972 году раздел рисунка и гравюры был разделен на две отдельные части, каждая из которых имеет уникальный материал, отражающий все этапы развития русской графики с восемнадцатого до начала двадцатого века.Современная графика с 1917 года экспонировалась в другом собрании музея - отделе советской графики, созданном в 1932 году. Формирование этой коллекции с самого начала было связано с активным участием специалистов отдела в художественной жизни - посещением выставок и выставок. мастерские художников и поддержание тесных контактов с коллекционерами и наследниками.

В основе коллекции современной графики лежит материал, полученный в Русском музее в 1926 году, живопись и графика из Музея художественной культуры.Произведения ведущих мастеров русского авангарда: К. Малевича, М. Чагала, П. Митурича, Н. Кульбина, Л. Бруни и других стали гордостью постоянно растущего собрания современной графики.

В предвоенные годы в музей поступило значительное количество картин, акварелей и этюдов К. Петрова-Водкина, В. Лебедева, Н. Тырса, А. Самохвалова и В. Конашевича. Графика времен Великой Отечественной войны вошла в интересную и разнообразную коллекцию, основу которой составили работы, приобретенные в 1942 году для Русского музея с выставки «Ленинград в блокаде».В послевоенные годы значительно увеличилась коллекция книжных иллюстраций, включающая не только оригиналы реальных изданий, но и многочисленные зарисовки.

История развития русского рисунка в ХХ веке имеет свои особенности. Музей всегда интересовался именно произведениями первой трети ХХ века, когда искусство рисунка преобладало над другими видами искусства. Не случайно в последние годы ранние рисунки Ю.Васнецов и В. Ермолаева, М. Соколов и Р. Флоренская были переданы в коллекцию. Во второй половине прошлого века восприятие графики изменилось, о чем свидетельствуют ее жанровые, тематические и скульптурные новации, и в коллекции кафедры появилось много новых имен, например, П. Шурига, П. Дик, К. Мамонов и А. Агабеков. Среди них были художники так называемого «альтернативного искусства» Москвы и Ленинграда 1950-1980-х годов; А. Арефьев и Р. Васми, Э. Белютин и М.Шварцман.

Особое значение для отдела рисунка и акварели имеют работы одного из величайших художников ХХ века П.Филонова, наследие которого (в том числе более 200 графических произведений) было передано музею его сестрой Е.Глебовой. в 1987 г. Самым крупным пожертвованием последних лет можно считать собрание доктора и историка театра Г. Левитина (около 2300 работ, в том числе произведения К. Петрова-Водкина, Н. Гончаровой, А.Тышлера, Б. Григорьева и многих других художников ХХ века), которая была передана Русскому музею наследниками по завещанию владельца в 1984 г. Десятки первоклассных работ поступили в отдел в 1998 г. дар известных петербургских коллекционеров братьев И.А. и Ю.А. Ржевского, который в числе прочего собирал графику ХХ века.

В последние десятилетия в истории кафедры рисунка произошли важные и фундаментальные изменения.В 1995 году было принято решение о реорганизации графических отделов Русского музея, и вместо трех, существовавших ранее, были созданы два отдела. Таким образом, отдел «старого рисунка», как его обычно называли, получал материалы от отдела советской графики. Появился новый отдел рисунка и акварели XVIII - XXI веков, один из крупнейших в музее, насчитывающий более 110 тысяч экспонатов.

Сборник национальных графических произведений, входящий в число самых значительных собраний мира, нашел свое завершение, позволив поговорить об общих проблемах развития рисунка, в том числе его последних движений.Стало возможным объединить материалы, характеризующие развитие искусства рисования на протяжении трех веков. В свое время разделив одно собрание на две части, 1917 год перестал быть жестким водоразделом, разделив творчество художников на «до» и «после». Сложная логика развития искусства ХХ века теперь может быть восстановлена ​​хотя бы в рамках традиционных форм искусства рисования.

.

Коллекции Русского музея

Коллекция эстампов Русского музея содержит одну из самых полных коллекций гравюры с конца XVII века до наших дней, всего около 80 000 единиц хранения. Это отдельные предметы, серии и альбомы, карты и игральные карты, книжные иллюстрации, карикатуры, популярные гравюры, плакаты, рекламные объявления и уникальная коллекция гравированных досок из металла, дерева и линолеума.

В этой коллекции представлены практически все техники печати, от классической гравировки на дереве и металле до современных методов, связанных с промышленной печатью и развитием информационных технологий.Временные выставки и экспозиции гравюр коллекции систематически представляют широкой публике шедевры национальной гравюры на дереве, гравюры на меди на металле, меззотинта, офорта во многих его разновидностях (игла, акватинта, лавис), литографии, хромолитографии, линогравюры, монотипии и других гравюр. Современные мастера гравюры представлены произведениями, созданными с использованием классических техник гравюры и новаторских техник последних лет, например. лазерная печать. Постоянный поиск новых художественных приемов и техник современными художниками всегда находится в центре внимания печатного отдела Русского музея и находит свое отражение в выставках музея.

Коллекция отдела печати позволяет узнать все этапы развития этого вида искусства в России. В полной мере представлена ​​гравюра XVIII века, а такие великие мастера, как А. Зубов, Э. Чемесов, И. Берсенев представлены не только гравюрами, но и их специфическими видами искусства - медными пластинами. Также в коллекции есть доски, на которых был отпечатан один из последних шедевров классической гравюры на меди - серия видов императорских резиденций - Гатчины, Павловска и Петергофа.Они были созданы на рубеже XIX века выдающимися русскими мастерами А. Ухтомским и братьями К. и И. Ческими и С. Галактионовыми, в основном с использованием оригиналов, созданных С. Щедриным. Есть и металлические доски, на которых Ф. Толстой в 1820–1840-е гг. Печатал иллюстрации к поэме И. Ф. Богдановича «Душенка».

Богато представлена ​​русская сатирическая графика, связанная с Отечественной войной 1812 года, и журнал Общества поощрения художеств, основанного в 1820 году.Эта организация сыграла большую роль в развитии литографии в России. В коллекции хранится лучшее издание общества - большая литографическая серия «Виды Петербурга и его окрестностей» (1821–1826), высеченные на камне, в основном произведения С. Галактионова, А. Брюллова и др .; Листы К.Беггрова выполнены в авторской колористической технике.

Среди мастеров ранней литографии полно представлено творчество А. Орловского, а второй половины XIX - начала ХХ веков - таких художников, как И.Шишкин, В. Мате и А. Остроумова-Лебедева. Выдающийся мастер цветной ксилографии А. Остроумова-Лебедева завещала музею не только лучшие репродукции своих работ, но и деревянные доски и инструменты. Также в отделе хранится полная коллекция досок П. Шиллинговского и И. Нивинского.

Большую историческую и художественную ценность представляет редчайшее собрание футуристической книги, представленное такими авторами, как О. Розанова, Н. Гончарова, М.Ларионов, П. Филонов и другие великие мастера русского авангарда.

Обширный раздел гравюры советского периода включает коллекцию плакатов, среди которых знаменитые петроградские «Окна РОСТА», выполненные в технике линогравюры и раскрашенные вручную. Здесь все имена художников московской и ленинградской школ: мастера авангарда А. Родченко, В. Степанова, Э. Лисицкий и В. Козлинский, художник гравюры по дереву Н. Куприянов и мастер литографии В.В.Лебедев.

В отделе печати имеется достаточно полное собрание произведений, изданных в экспериментальной литографической мастерской Ленинградского отделения Союза художников в период с 1930 по 1960-е годы. Сюда входят литографии Н. Тырса, Ю. Васнецова, А. Пахомова, В. Конашевича и А. Ведерникова. Здесь собрано практически все творчество А.Каплана и Б.Ермолаева.

В отделе представлены прекрасные работы московских художников, представителей классического искусства ксилографии: А.Кравченко, В. Фаворский, И. Голицын, Г. Захаров и другие. Коллекции гравюр пополняются работами современных мастеров. Так, в последние годы работы М. Шемякина, М. Карасика, Б. Мессерера, А. Белкина, Ю. Были приобретены Лукшин, О. Дергачев, И. Маковеева и многие другие художники.

.

Коллекции Русского музея

Собрание народного творчества Русского музея - одно из крупнейших в стране. Он отражает все основные виды народного декоративного искусства из крупных местных центров ремесел и народного творчества и позволяет проследить их развитие в период с семнадцатого по двадцатый века.

Детали

Коллекция отдела народного творчества музея основана на коллекции бывшего Санкт-Петербургского художественного музея Министерства сельского хозяйства и государственного имущества, а также на базе Школы народного творчества.Музей ремесел располагал обширной и разнообразной коллекцией предметов народного быта, которые в 1937 - начале 1938 годов были переданы в отдел народного искусства Русского музея.

В 1938 году через Эрмитаж была приобретена часть собрания музеев Академии Штиглица и Общества поощрения художеств. Ряд работ передали в новый отдел Исторический музей в Москве, музеи Владимира, Загорска, Череповца, Устюжны и смежные отделы самого Русского музея.

Тогда же началось регулярное пополнение коллекции народного творчества. Некоторые работы были приобретены у коллекционеров и авторов - народных художников, другие попали в коллекцию музея после крупных художественных выставок. Однако основным источником получения новых поступлений были экспедиции, которые с первых месяцев работы отдела стали важным видом деятельности специалистов. Помимо приобретения предметов искусства, задачей экспедиций было изучение проблем народного творчества в этой области, выявление центров народного искусства и ремесел, а также поддержка современных мастеров и их предприятий.

В коллекции Государственного Русского музея отражены все основные виды народного искусства: резьба и роспись по дереву, узорное ткачество, набивная ткань, гончарные изделия, изделия из металла, деревянные и глиняные игрушки, вышивка, резьба по кости, кружево, вязание и ковроткачество. Они демонстрируют не только разнообразие приемов работы с традиционными природными материалами, но и разнообразие средств выражения и стилистических направлений в каждом виде народного искусства.

.

Смотрите также