Собор василия блаженного кто архитектор
Храм Василия Блаженного: интересные факты
В 1561 году была освящена одна из самых известных церквей России — Покровский собор, или, как его называют иначе, храм Василия Блаженного. Портал «Культура.РФ» вспомнил интересные факты из истории его создания.

Храм-памятник
Покровский собор — это не просто церковь, а храм-памятник, возведенный в честь присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Главная битва, в которой русские войска одержали победу, произошла в день Покрова Пресвятой Богородицы. И храм был освящен в честь этого христианского праздника. Собор состоит из отдельных церквей, каждая из которых также освящена в честь праздников, в которые происходили решающие бои за Казань, — Троицы, Входа Господня в Иерусалим и других.
Грандиозная стройка в рекордные сроки
Изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. Вокруг нее во время походов на Казань возводились храмы — они отмечали громкие победы русского войска. Когда Казань окончательно пала, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить архитектурный ансамбль в камне. Он хотел окружить центральный храм семью церквями, но ради симметрии количество увеличили до восьми. Так, на одном основании были построены 9 самостоятельных храмов и звонница, их соединяли сводчатые переходы. Снаружи церкви были окружены открытой галереей, которую называли гульбищем — это была своеобразная церковная паперть. Каждый храм увенчали собственным куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана. Грандиозное по тем временам сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет — с 1555 по 1561 год. Вплоть до 1600 года это было самое высокое здание Москвы .
Храм в честь прорицателя
Хотя официальное название собора — собор Покрова на Рву, все знают его как храм Василия Блаженного. По преданию, известный московский чудотворец собирал деньги на строительство храма, а потом был похоронен у его стен. Юродивый Василий Блаженный ходил по московским улицам босым, почти без одежды практически весь год, проповедовал милосердие и помощь ближним. Ходили легенды и о его провидческом даре: говорят, он предсказал московский пожар 1547 года. Сын Ивана Грозного Федор Иоаннович распорядился построить церковь, посвященную Василию Блаженному. Она стала частью Покровского собора. Церковь была единственным храмом, который работал всегда — круглый год, и днем, и ночью. Позже по ее названию прихожане начали и собор называть собором Василия Блаженного.

Луи Бишбуа. Литография «Церковь Василия Блаженного»

Виталий Графов. Московский чудотворец Блаженный Василий. 2005
Царская сокровищница и аналой на Лобном месте
В соборе нет подвальных помещений. Вместо них построили общее основание — перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов. Вентилировался он через специальные узкие отверстия — продухи. Изначально помещение использовали как склад — там хранилась царская казна и ценности некоторых богатых московских семей. Позже узкий вход в подклет заложили — его нашли лишь во время реставрации 1930-х годов.
Читайте также:
При своих колоссальных внешних размерах, внутри Покровский собор совсем невелик. Возможно, потому, что изначально он строился как мемориальный памятник. Зимой собор и вовсе был закрыт, так как не отапливался. Когда в храме начали проводить службы, особенно по большим церковным праздникам, внутри помещалось очень мало людей. Тогда аналой переносили на Лобное место, а собор будто служил громадным алтарем.
Русский зодчий или европейский мастер
До сих пор доподлинно неизвестно, кто построил храм Василия Блаженного. У исследователей есть несколько вариантов. Один из них — собор возвели древнерусские зодчие Постник Яковлев и Иван Барма. По другой версии, Яковлев и Барма были на самом деле одним человеком. Третий вариант гласит, что автором собора стал иностранный архитектор. Ведь композиция храма Василия Блаженного не имеет аналогий в древнерусском зодчестве, а вот в западноевропейском искусстве найти прототипы здания можно.
Кем бы ни был архитектор, существуют печальные легенды о его дальнейшей судьбе. Согласно им, когда Иван Грозный увидел храм, то был поражен его красотой и велел ослепить зодчего, чтобы тот никогда и нигде не повторил свою величественную постройку. Другая легенда гласит, что строителя-иностранца и вовсе казнили — по той же причине.
Иконостас с заворотом
Иконостас для собора Василия Блаженного создали в 1895 году по проекту архитектора Андрея Павлинова. Это так называемый иконостас с заворотом — он настолько велик для небольшого храма, что продолжается на боковых стенах. Его украшают старинные иконы — Богоматерь Смоленская XVI века и образ святого Василия Блаженного, написанный в XVIII веке.
Также храм декорирован росписями — они созданы на стенах здания в разные годы. Здесь изображены Василий Блаженный, Богородица, главный купол украшен ликом Спаса Вседержителя.

Иконостас в соборе Василия Блаженного. 2016. Фотография: Vladimir d'Ar

Памятник «Зодчим Казанского кремля». Авторы: А.В. Головачева, В.А. Демченко и Р.М. Забирова. 2003. Фотография: livejournal.com
«Лазарь, поставь на место!»
Собор несколько раз едва не разрушили. Во время Отечественной войны 1812 года здесь разместились французские конюшни, а после храм и вовсе собирались взорвать. Уже в советское время сподвижник Сталина Лазарь Каганович предлагал разобрать собор, чтобы на Красной площади стало больше места для парадов и демонстраций. Он даже создал макет площади, и здание храма с нее легко снималось. Но Сталин, увидев архитектурный образец, сказал: «Лазарь, поставь на место!»
Автор: Лидия Утёмова
Собор Василия Блаженного на Красной площади: история, описание, фото
Храм Василия Блаженного является приделом собора Покрова Пресвятой Богородицы и входит в число восьми церквей, окружающих периметром центральный собор. Хотя официальное название святыни Русской православной церкви именно собор Покрова, для верующих людей и тех, кто интересуется религиозными архитектурными памятниками, он известен как храм Василия Блаженного. Понять символичность храма и его значение для России и русского народа можно, рассмотрев историю возникновения уникального собора и церквей при нем.
Предпосылки строительства собора
Храм Василия Блаженного не является первой постройкой религиозной святыни, возникшей в Москве в XVI веке. Изначально возводились деревянные церкви в честь святых или православных праздников, приходящихся на день какого-либо военного события на Казанской земле, когда царь Иван Грозный вел борьбу с татарским нашествием. Одно из великих сражений, случившееся 2 октября 1552 г., закончилось полной победой над Казанским ханством и присоединением земель города к православному городу Москве.
На эту дату (1 октября) приходится религиозный праздник Покров Пресвятой Богородицы, что и дало основание для строительства собора в память об окончательной победе, который был освящен в честь Покрова Богородицы. Но день самого похода и победы совпал с еще одним православным днем, — почитанием святых Киприана и Иустины.
По указу Ивана Грозного все походные церкви, возведенные на Красной площади ранее, и новый храм было решено объединить в собор, который должен стать каменным. Но по возвращении в Москву был построен деревянный собор с приделами в количестве семи штук. Он был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Только через год деревянные строения были разобраны и началось строительство каменного храма, но еще не имевшего ничего общего с именем Василия Блаженного.
Причины основания храма
Храм Василия Блаженного в числе других построек Покровского храма появился только в 1588 году и стал 9 церковью уникального памятника православной веры. Причинами возведения храма Василия Блаженного стали события, происходившие во времена правления Ивана Васильевича Грозного и его сына Федора Ивановича. Согласно легендам, Василий был юродивым и собирал милостыню на Красной площади, с чего кормился и жил. Одевался в лохмотья или совсем без одежды ходил даже в лютый мороз. Носил вериги, как символ покаяния и приношения себя в жертву ради Христа. Имел дар исцеления и предвидения, о чем также свидетельствуют различные легенды или описания его жития.
Иван Грозный относился к юродивому с особым уважением и после его смерти, дата которой двоякая (1552 или 1557 годы), было дано разрешение на захоронение тела у стен Покровского храма. Согласно летописным документам, через несколько лет после смерти Василия от его мощей было зафиксировано несколько исцелений, что послужило причиной над могилой Василия Блаженного возвести раку из драгоценного металла с дорогими камнями и построить церковь, которая была освящена в честь этого святого.
Царь Федор Иванович установил дату почитания имени Василия Блаженного — 2 августа, в день свершения чудесного исцеления.
В отличие от других церквей, входивших в ансамбль храмов Покрова Пресвятой Богородицы, храм Василия Блаженного являлся самостоятельным строением и имел отдельный вход.
Причинами строительства многопридельного храма являются две версии:
- Покровский собор должен был стать подобием монастыря Влахенского, в котором было явлено чудо Покрова Пресвятой Богородицы. Он имеет семибашенную форму. Покровский собор в Москве должен был ознаменовать идеологию государства того времени, что Москва является Третьим Римом.
- Идею о многопридельном соборе предложил митрополит Макарий, который хотел в центре Москвы построить еще один город, символизирующий Иерусалим, так сказать, город в городе, что тоже перекликалось с концепцией Третьего Рима. Собор Покрова Пресвятой Богородицы — это Небесный Иерусалим и он должен быть неделим, поэтому и возведены все постройки на едином фундаменте.
Независимо от того, какая идея стала причиной создания религиозной святыни, она является объектом уникальной православной архитектуры, которая до сих пор вызывает восхищение у людей.
Как строился собор: версии
О строительстве собора, в ансамбль строений которого входит храм Василия Блаженного, существует несколько версий, кто является архитектором проекта и как сложилась их судьба после окончания работы.
Две версии выдвигают авторами шедевра следующие имена: Постник и Барма. Путаница кроется в том, один ли это человек или два разных.
- Одна версия предполагает, что Иван Грозный пригласил реализовать его задумку архитектора из Пскова. Звали его Постник Яковлев, но в народе было прозвище Барма. Это указывает на то, что создавал проект Покровского храма и следил за его строительством один человек.
- Вторая версия сводится к тому, что Постник и Барма — это два разных человека, которые совместно воплотили идею о многопридельном соборе в жизнь.
- Третья версия не имеет отношения ни к Постнику, ни к Барме. Предполагается, что автором проекта был европейский архитектор, предположительно, итальянец. Стилистика храма очень схожа с мотивами Московского Кремля, строительством которого и занимался европейский архитектор. Но документального подтверждения версии нет.
Официальной версией принято считать второе предположение, что архитекторов было двое.
Изменения в архитектуре и дизайне
Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.
Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.
Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.
Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.
До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.
Доработки XVI века
По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.
Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.
Как изменился храм в XVII веке
Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.
Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.
К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.
Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.
Пожар и восстановление
Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.
Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.
Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.
В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.
XIX — начало XX века и их влияние
Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.
Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:
- укрепили полы;
- обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.
Основание музея в XIX–XX веках
Начало XX века ознаменовано для Покровского собора тем, что в 1918 году его взяли под охрану государства, как исторический объект национального и мирового масштаба. Службы в некоторых церквях полностью прекратились. Начался процесс перехода собора в статус музея.
В 1923 году в помещениях было решено разместить историко-архитектурный музей под руководством Е. И. Силина, который был научным сотрудником Государственного исторического музея.
В 1928 году собор Покрова Пресвятой Богородицы (в народе, Василия Блаженного) получил статус филиала Государственного исторического музея, который сохранился до настоящего времени.
До 1949 года в соборе велись исследовательские работы, которые открыли подземные лазы, соединяющие храм с Кремлем. Открылось функциональное значение некоторых комнат, разместившихся в подвальной части собора.
С 1991 года собор Василия Блаженного находится под совместным попечительством Государственного исторического музея и РПЦ.
Современное состояние храма
Сегодня собор полностью восстановлен и работает, совмещая в себе функции музея и места для совершения богослужений по воскресеньям и на Пасху.
В 2008 году Покровский собор получил статус одного из семи чудес России, а в 2017 году вошел в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, являясь уникальным архитектурным памятником и гордостью русского православия.
История Покровского собора (Храма Василия Блаженного). Справка
Уже к осени 1559 г. собор был в основном завершен. В праздник Покрова Богоматери освятили все церкви, за исключением центральной, так как "болшая церковь средняя Покров того году не совершена".
Освящение Покровской церкви и, соответственно, всего собора произошло 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года. Освящал храм митрополит Макарий.
Каждая церковь собора получила свое посвящение. Восточная церковь была освящена во имя Святой Живоначальной Троицы. Исследователи до сих пор ищут ответ, почему эта церковь получила свое название. Существует несколько гипотез. Известно, что в честь "Святой Живоначальной Троицы" в 1553 г. был основан монастырь в покоренной Казани. Предполагают также, что на месте Покровского собора первоначально стояла деревянная Троицкая церковь, давшая наименование одному из приделов будущего храма.
Четыре боковых придела освящены в честь святых, в дни памяти которых совершались важнейшие события Казанского похода: Киприана и Иустины (2 (15) октября – в этот день завершился штурм Казани), Григория, просветителя Великой Армении (в день его памяти 30 сентября (13 октября) произошел взрыв Арской башни г. Казани), Александра Свирского (в день его памяти 30 августа (12 сентября) была одержана победа над войском царевича Епанчи, спешившего из Крыма на помощь татарам), Трех Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового (поминаемых также 30 августа).
Еще три придела посвящены Николаю Великорецкому, Варлааму Хутынскому и празднику Входа Господня в Иерусалим. Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, так как 1(14) октября в день этого праздника, символизировавшего заступничество Матери Божией за христианский род, начался главный штурм Казани. По наименованию центральной церкви и был назван весь собор.
Приставка "на Рву", встречающаяся в летописных свидетельствах о соборе, связано с тем, что через всю площадь, названную впоследствии Красной, вдоль кремлевской стены c XIV века шел глубокий и широкий оборонительный ров, который был засыпан в 1813 г.
Собор имел необычную архитектурную композицию - 9 самостоятельных храмов были построены на едином основании – подклете – и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, окружающими центральный храм. Снаружи все церкви были окружены первоначально открытой галереей-гульбищем. Центральная церковь завершалась высоким шатром, приделы были перекрыты сводами и увенчаны куполами.
Ансамбль собора дополняла трехшатровая открытая звонница, в арочных пролетах которой висели массивные колокола.
Первоначально Покровский собор венчали 8 больших куполов и маленькая главка над центральным храмом. Чтобы подчеркнуть значимость строительного материала, а также уберечь собор от атмосферных воздействий, все его стены снаружи были расписаны в красно-белых тонах. Роспись имитировала кирпичную кладку. Материал первоначального покрытия куполов остается неизвестен, так как они были утрачены во время опустошительного пожара 1595 г.
Собор Василия Блаженного в Москве (Покровский Собор на рву) - фото и история
Собор Покрова Богородицы, что на рву - именно так называется этот храм на Красной площади. Но в народе его чаще называют собором Василия Блаженного. Есть ещё и те, кто вспоминает название Троицкий собор, существовавшее в XVI веке. Этот храм высотой 65 метров замыкает перспективу Большой Дмитровки. А прежде, до строительства в Москве высоких домов на рубеже XIX - ХХ веков, собор был виден в перспективе больших участков Покровки, Тверской, Мясницкой, Петровки. Его по праву называли главным храмом московского посада.
Собор построен в 1555-1561 годах рядом с кремлёвским крепостным рвом. Можно сказать, на кромке рва, отсюда и его название - что на рву. Заказчиком строительства собора стал царь Иоанн Грозный. Собор строился как память о взятии столицы Казанского ханства, города Казани. Осада Казани началась 15 августа 1552 года и завершилась штурмом на праздник Покрова. Решено было построить собор с 9 престолами, или 9 церквей, в честь тех праздников, на которые пришлись важные моменты осады и штурма города.
Центральный, завершённый шатром храм - Покрова Богородицы. Вокруг него церкви: с востока - Троицы, западный храм - Входа в Иерусалим, Николы Великорецкого, Киприана и Иустины (позже был переосвящён во имя Адриана и Наталии), Павла, Александра и Иоанна Константинопольских (позже - Иоанна Милостивого), Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского. Службы в каждой из церквей совершались только в их престольные праздники. Все церкви, кроме центральной, Покровской, завершены цветными узорчатыми луковичными главами. Они появились в конце XVI столетия вместо старых шлемовидных куполов. Все церкви стоят на объединяющем их высоком подклете, как на постаменте. Вокруг всех церквей есть круговые проходы. В XVI веке наружная галерея вокруг храмов была открытой, а обработка стен на уровне галереи у всех церквей имела вид широкой полосы арочек и карнизов, зрительно объединяющих всю постройку. Сегодня эту обработку стен можно увидеть в интерьере галереи, у юго-восточного угла собора. Из-за московских климатических условий в середине XVII века галерею перекрыли сводами, а над крыльцами поставили каменные шатры. Тогда же впервые на фасадах собора появилась яркая декоративная роспись. Чуть раньше, в 1670-е годы, вместо звонницы была построена шатровая колокольня.
В 1588 году к северо-западной части галереи была пристроена невысокая одноглавая церковь над могилой Василия Блаженного (1469 - 1552). Ещё при жизни Василий славился как юродивый и провидец. Во время похорон гроб Василия нёс сам Иоанн Грозный с боярами, а отпевал митрополит Макарий. Со временем Василий стал одним из любимых народом московских святых. Служба в Васильевской церкви совершалась ежедневно, поэтому и весь собор стали называть собором Василия Блаженного.
В начале XVIII столетия в Покровском соборе было уже 18 престолов. Новые престолы освящались в помещениях подклета.
К началу XIX века вокруг собора стояли длинные торговые ряды из небольших лавок, харчевен и распивочных, отгораживающие его от Красной площади. Во время восстановления города после пожара 1812 года решено было территорию очистить, и в 1817 году архитектор Осип Бове построил с запада, юга и востока подпорную стенку. Собор получил сохранившуюся до нашего времени кованую ограду.
Считается, что собор строили мастера Барма и Постник. Некоторые исследователи считают, что это был один человек, Постник Яковлев, по прозвищу Барма. Известны и другие постройки Постника Яковлева, созданные им после строительства собора. Но ни одна из них не имеет сходства с Покровским собором ни в деталях, ни в технике. В архитектуре собора есть много архитектурных форм, которые мог создать только человек, работавший и учившийся в Западной Европе. Но такой человек нам пока не известен.
В 1923 году было принято решение о создании в соборе музея. Богослужения в церкви Василия Блаженного продолжались до 1929 года. Последний настоятель собора, о. Иоанн Восторгов, был расстрелян по приговору суда в 1918 году, а в 2000 году его причислили к лику святых. С 1991 года собор находится в совместном пользовании музея и православной церкви.
С 1931 года в ограде собора стоит памятник Минину и Пожарскому (1818 год, скульптор Иван Мартос). Памятник перенесён к собору с середины Красной площади, где он стал мешать парадам и массовым демонстрациям, проводившимся дважды в год, 1 мая и 7 ноября.
Собор Василия Блаженного или Символ красоты русской души. Часть 1.

Всего 78 фото
Собор Василия Блаженного занимает особое место не только среди шедевров мировой архитектуры, но и в сознании любого русского человека. Эта церковь на Красной площади является олицетворением красоты русской души, ее бездонного внутреннего духовного мира, сокровенного желания обрести рай и блаженство, как на земле, так и на небе. Собор Василия Блаженного безоговорочно признан всеми нами как один из символов России и как одна из её значительных духовных основ. Архитектурный ансамбль Красной площади сейчас просто немыслим без этой небесной красоты воплощенной в камне. Страшно подумать, но по одной из легенд, известный Лазарь Каганович, как то, предлагал Сталину снести Собор Василия Блаженного, эффектно выхватив его с макета реконструкции Красной площади, который был представлен на рассмотрение вождю народов. Лазарь! Поставь нам место, - сказал тогда коротко Сталин…
Храм Василия Блаженного так сильно впечатляет тебя, надолго остается в сознании и продолжает долго в нем жить, питая душу чувственной нематериальной энергией этого земного чуда. Находясь рядом с храмом можно бесконечно любоваться его неповторимым живым образом, играющими всеми гранями возвышенной и изысканной красоты с любого его ракурса. Об этом храме написано множество очерков, проведено бесчисленное количество научных исследований и, конечно же, выложено в сети не поддающееся исчислению материалов независимых исследователей и просто любителей русской архитектуры и старины.
Мне хотелось представить моему читателю о Покровском храме на Рву нечто такое, отличающееся от творений других авторов, что, конечно же, в этом контексте, сложная и, во многом, неподъемная задача. Однако, я, все таки, попытаюсь) Как обычно, здесь будет много моих фотографий этого храма, самых его разнообразных ракурсов, в разное время года – с целью раскрыть как внешний чувственный образ собора, так и показать его удивительные внутренние пространства, без лицезрения которых невозможно впитать всю эту Красоту целиком и полностью. Как оказалось, пребывая в самом храме, я умудрился-таки, что частенько со мной происходит, пропустить при съемке некоторые виды и детали его богатого внутреннего интерьера, что, как обычно, выясняется уже при подготовке конкретного материала. Конечно, же, эти недоработки будут мной восполнены здесь по мере поступления соответствующего визуального исходного материала.
Мне чрезвычайно интересен период строительства шатровых храмов на Руси и Собор Василия Блаженного занимает, среди чудом уцелевших к настоящему времени шатровых храмов, свое особое уникальное место, потому как центральной архитектурной доминантой этого шедевра и является возвышенная шатровая церковь Покрова Богородицы. Эта статья будет одной из некоторых в цикле моих будущих обзорных статей о периоде шатрового строительства на Руси.
В первой части, уже по традиции, мы попытаемся впитать чу́дный и неповторимый образ Собора Василия Блаженного, узнаем об его удивительной и загадочной истории, духовной основе истории его создания, об архитектурных особенностях, а уже во второй и третьей частях – осмотрим и исследуем церковь изнутри, ведь главное – это чувственное комплексное впечатление, и именно то, что мы выносим для себя и то, что остается, в результате, с нами надолго, а то и навсегда.
У меня нет архитектурного образования и я не считаю себя независимым экспертом в этой области, но сфера искусства и творчества в в области православной архитектуры меня чрезвычайно воодушевляет и интересует. Поэтому при рассказе об архитектурных особенностях собора будут использованы сторонние источники – как говориться - не будем изобретать велосипед там, где уже он уже давным давно изобретен и всё профессионально и дотошно описано и разъяснено в деталях. Так, что я не буду пытаться в этом смысле проявлять оригинальность. Для отделения академического текста об истории и архитектуре собора – мои впечатления и соображения я выделю курсивом.
02.

Итак, собор был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством, которые случились именно в день Покрова Пресвятой Богородицы - в начале октября 1552 года. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма.
03.
По другой, широко известной версии Барма и Постник - два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве. Но эта версия ныне уже устарела. По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее - значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и не нашла никакого чёткого документального подтверждения.
04.
У нас больше эмоциональный подробный репортаж, поэтому я позволил себе добавить в свой рассказ теплого ощущения от цветников, разбитых на Красной площади прошлым летом...)
05.
Согласно московским легендам, зодчие собора (Барма и Постник) были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить второго подобного по красоте храма. Однако, если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля.
06.
Сам храм символизирует собой Небесный Иерусалим, однако значение цветовой раскраски куполов и по сей день остается неразгаданной загадкой. Ещё в прошлом столетии писатель Чаев предположил, что цвет куполов храма можно объяснить сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского) - святого подвижника, с которым, по церковному Преданию, и связан праздник Покрова Божией Матери. Ему привиделся Небесный Иерусалим, и там «были сады многие, в них древа высокие, колеблющиеся своими вершинками… Одни из деревьев цвели, другие златовидною листвою были украшены, иные имели плоды различные несказанной красоты».
07.
Первоначально собор был покрашен «под кирпич». Позднее он перекрашивался, исследователи обнаружили остатки рисунков, изображающих ложные окна и кокошники, а также сделанные краской памятные надписи.
08.
В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, для устройства которой в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь представляла собой самостоятельный храм с отдельным входом. В конце XVI века появились фигурные главы собора - взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного пожара. Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения - окружавшую верхние церкви открытую галерею-гульбище перекрыли сводом, а над белокаменными лестницами возвели крыльца, украшенные шатрами.
09.
Внешняя и внутренняя галерея, площадки и парапеты крылец были расписаны травным орнаментом. Эти обновления были завершены к 1683 году, а сведения о них включены в надписи на керамических изразцах, которыми украсили фасад собора.
10.
Архитектура храма Василия Блаженного
Какой бы сложной ни казалась конструкция храма, на самом деле она очень логична. В центре композиции находится главная шатровая Покровская церковь, вокруг которой помещены восемь других столпообразных с купольным завершением церквей. В плане собор образует восьмиконечную звезду. Большие церкви расположены по углам ромба. Ромб, вписанный в квадрат, таково строение храма. Восьмиконечная звезда в христианской символике несёт глубокий смысл - она символизирует всю христианскую церковь, которая является путеводной звездой в жизни человека к Небесному Иерусалиму.
11.
12.
Другой аспект рассмотрения архитектурных особенностей храма в целом может сводиться к простому рассмотрению его архитектурных форм. Все элементы комплекса, включая и центральный, собственно Покровский собор, и большие и малые церкви соответствуют разным типам церковной архитектуры. Но их взаимодействие основано на нескольких композиционных элементах. Это сочетание восьмерика на четверике, или двух восьмериков, различного диаметра. Центральная часть – это два восьмерика на четверике, венчает конструкцию шатёр. Два восьмерика, увенчанные куполом – так можно описать архитектуру больших церквей. Малые церкви – восьмерик на четверике, увенчанный куполом над круглым барабаном. Хотя нижнюю часть малых церквей, их четверики, рассмотреть весьма проблематично, они скрыты за внешним декором – кокошниками.
13.
По всему периметру храм украшен кокошниками, расположены они по разному, разного размера, но выполняют они одну функцию – сглаживают переход от четвериков в восьмерик. Собор построен по принципу нарастания высоты – центральный шатёр в два раза выше больших церквей, большие церкви – в два раза больше малых.
14.
Ещё одна особенность храма делает его абсолютно непохожим на другие – это отсутствие симметрии в декоре и размерах больших и малых церквей. Но весь в целом собор оставляет впечатление собранности и сбалансированности. Кто бы ни был автором собора, его идея – реализация и политического, и религиозного смысла была воплощена в его архитектурных формах безупречно. Схожесть и различие, объединение и разделение – сочетание этих взаимоисключающих элементов стала главной темой в архитектуре собора и принципиальной идеей его конструкции.
15.
Высота храма составляет 65 метров. Собор состоит из храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся на дни решающих боёв за Казань:
- Троицы.
- В честь святителя Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки).
- Входа во Иерусалим.
- В честь мучеников Адриана и Наталии (первоначально - в честь священномучеников. Киприана и Иустины - 2 октября).
- Святителей Иоанна Милостивого (до XVIII - в честь святителя Павла, Александра и Иоанна Константинопольских - 6 ноября).
- Александра Свирского (17 апреля и 30 августа).
- Варлаама Хутынского (6 ноября и 1-я пятница Петрова поста).
- Григория Армянского (30 сентября).16.

Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.
17.

18.
В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен десятый придел, освящённый в честь Василия Блаженного (1469-1552 гг.), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела дало собору второе, обиходное название. К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, в котором в 1589 году был погребён блаженный Иоанн Московский (вначале придел был освящён в честь Ризоположения, но в 1680 году переосвящён как Рождество-Богородицкий). В 1672 году в нём состоялась обретение мощей Иоанна Блаженного, а в 1916 году он был переосвящён во имя блаженного Иоанна, московского чудотворца.
19.
20.
В 1670-х годах построена шатровая колокольня.
21.
Куполов всего одиннадцать, из них девять куполов над храмом (по числу престолов):
Покрова Богородицы (центр),
Святой Троицы (восток),
Входа Господня в Иерусалим (запад),
Григория Армянского (северо-запад),
Александра Свирского (юго-восток),
Варлаама Хутынского (юго-запад),
Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (северо-восток),
Николая Чудотворца Великорецкого (юг),
Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (север).
Ещё два купола расположены над приделом Василия Блаженного и над колокольней.
22.
История храма Василия Блаженного (Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву)
В 2017 году Покровскому собору (другое, более распространённое название — Собор Василия Блаженного) исполнилось 456 лет. Самый известный православный храм России, объединивший в своём громадном теле сразу десять церквей, давно стал визитной карточкой Москвы, без него уже невозможно представить Красную площадь. Строение пережило Смуту и дворцовые перевороты, прошло через революцию и непростое для церкви советское время. Тем интереснее окунуться в историю стойкого храма, а также попытаться понять, чем оно привлекательно для туристов, приезжающих в российскую столицу со всего света.
Покровский собор был построен в середине XVI века по приказу тогдашнего правителя Русского царства Ивана Васильевича, вошедшего в историю как Иван IV или Иван Грозный. Поводом послужило покорение давнего политического и идеологического врага России — Казанского ханства. Согласно не очень распространённой легенде, уже во время решающего штурма Казани стали происходить настоящие чудеса. Так, во время молитвы Ивана Васильевича на территории противника вдруг прогремел взрыв, буквально отбросивший назад казанские укрепления. Это дало возможность русским войскам переломить ход битвы и вскоре овладеть городом. Случилось то, что вскоре назовут новой страницей в истории России — впервые вырвавшемуся из хватки Золотой орды молодому царству удалось завоевать целое государство, взяв тем самым контроль над важным Волго-Балтийским путём. А заодно и царь получил определённый авторитет в московском обществе — по возвращении в столицу народ буквально боготворил его.
Произошедшее у стен Казани оставило в душе Ивана Васильевича глубокое впечатление, и он решил увековечить эту блистательную победу России. И на месте деревянной церкви Святой Троицы стал строиться каменный собор, которому, как предполагалось тогда, не будет равных. Кстати, до сих пор среди историков не утихает спор — кто же являлся архитектором будущего чуда русского зодчества. Одни утверждают, что им был Постник Яковлев из Ярославля, носивший псевдоним Барма. Другие возражают — на самом деле Постник и Барма есть два разных человека. Есть и третья версия — архитектором и вовсе являлся неизвестный мастер из Италии. Однако кем бы ни был автор архитектурного бестселлера тех времён, а расплатился с ним Иван Васильевич весьма своеобразно — приказал ослепить, дабы он не сумел когда-либо повторить свой шедевр или же, не дай Бог, построить нечто ещё прекраснее. Но поскольку эта ужасная история нигде не задокументирована, то она также подвергается острой критике.
На 2017 год собор состоит из десяти отдельных церквей, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся на дни решающих боёв за Казань:
- Церковь Василия Блаженного (северо-восток)
- Церковь Александра Свирского (юго-восток)
- Церковь Варлаама Хутынского (юго-запад)
- Церковь Входа Господня в Иерусалим (запад)
- Церковь Григория Армянского (северо-запад)
- Церковь Киприана и Иустины (север)
- Церковь Николы Великорецкого (юг)
- Церковь Святой Троицы (восток)
- Церковь Трёх Патриархов (северо-восток)
- Центральная церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская)
Интересна также история названия строения. Многие задаются вопросом — почему храм назван именем Василия Блаженного, хотя центральная архитектурная композиция освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы? На этот счёт также существует несколько мнений. Согласно одному из них, Василием Блаженным именовался местный юродивый, отношение к которым в Русском царстве было весьма благосклонным — их принимали за посланников Бога, которые якобы через поток бессвязной речи передавали людям послания Всевышнего. Однажды, швырнув камень в образ Богородицы, он приказал поскрести красочное покрытие и удалить его. Под образом обнаружилось изображение чёрта. Кстати, одна из боковых пристроек храма, являющаяся церковью, посвящена именно Василию Блаженному.
До конца XVI века в соборе хранилась государственная казна. В XVII веке, после изгнания поляков из Москвы, храм продолжал совершенствоваться в духе тогдашних церковных нововведений. Так, купола были покрыты специальными керамическими изразцами — их мы можем видеть и сегодня. Кроме того, к собору приросло несколько боковых пристроек, а внешние и часть внутренних стен были расписаны различными религиозными образами.
В таком состоянии Храм Василия Блаженного дошёл до XX века. Последнее изменение произошло в начале 30-х годов, когда к собору был перенесён убранный с Красной площади памятник Минину и Пожарскому. Сегодня в соборе каждое воскресенье проводятся богослужения Русской православной церкви, а само строение, подобно Лувру, называют «шрамом на лице Москвы».
Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы:
Собор Василия Блаженного - Москва, Россия
Великолепный Собор Василия Блаженного в Москве был построен Иваном Грозным в 16 веке в ознаменование военной победы. Это самая известная достопримечательность Красной площади.
История Храма Василия Блаженного
Храм Василия Блаженного построен в ознаменование взятия татарской крепости Казани в 1552 году, что произошло в праздник Покрова Богородицы. Таким образом, собор получил официальное название Собор Покрова Пресвятой Богородицы у рва (это ров, который изначально проходил рядом с Кремлем).
Но собор был широко известен как Собор Василия Блаженного, после Василия Блаженного (он же Василий Юродивый для Христа; 1468-1552), почти с самого начала. Василий впечатлил Ивана в 1547 году, когда он предсказал пожар, который охватил Москву в том году. После его смерти Василий был похоронен в Троицком соборе, стоявшем на этом месте в то время.
Покровский собор он же Храм Василия Блаженного был построен с 1555 по 1560 .Легенда гласит, что после того, как он был завершен, Иван ослепил архитектора, чтобы помешать ему построить более великолепное здание для кого-либо еще. (Фактически, он построил еще один собор во Владимире.)
В 1588 году царь Федор Иванович пристроил девятую часовню, пристроенную с восточной стороны к могиле Василия Блаженного.
В наше время собор Василия Блаженного был очень близок к тому, чтобы пасть жертвой Сталина , который возмущался тем, что он не дает его солдатам массово покидать Красную площадь.Но архитектор Барановский стоял на ступенях собора и пригрозил перерезать себе горло, если шедевр будет разрушен и Сталин уступит (но наказал Барановского пятью годами тюрьмы).
Совсем недавно Храм Василия Блаженного сильно пострадал от непогоды и запущенности. Только в Миллениум были выделены средства на восстановление его фундамента и отслаивающихся поверхностей.
Что посмотреть в соборе Василия Блаженного
Храм Василия Блаженного расположен в конце Красной площади, напротив Спасской башни Кремля.Не особо большой, он состоит из девяти часовен, построенных на едином фундаменте.
Буйство красок и форм, которым является Собор Василия Блаженного, не имеет себе равных в мире. Французский дипломат маркиз де Кюстин заметил, что он сочетает в себе «чешую золотой рыбы, эмалированную кожу змеи, меняющиеся оттенки ящерицы, глянцевую розу и лазурь на шее голубя», и удивился, «кто идет поклоняться Богу в этой коробке кондитерских работ ."
Мощный восточный дизайн храма Василия Блаженного отражает как его расположение между Европой и Азией, так и его историческое происхождение. Поскольку казанская мечеть Кулшариф была главным символом ханства, захваченного Иваном Грозным, некоторые элементы мечети были включены в собор, чтобы символизировать победу.
Хотя башни и купола кажутся хаотичными, в его дизайне присутствует симметрия и символика . Восемь купольных часовен символизируют восемь штурмов Казани: четыре больших и восьмиугольных и четыре малых и квадрат.В центре - шатровый шпиль, увенчанный небольшим золотым куполом.
Девятая часовня на восточной стороне, добавленная в 1588 году для могилы Василия, несколько нарушает симметрию дизайна. Снаружи его можно узнать по зелено-золотому куполу, усыпанному золотыми пирамидами.
Интерьер представляет собой лабиринт галерей, идущих от часовни к часовне и от уровня к уровню через узкие лестницы и низкие арки. Стены расписаны цветочными и геометрическими узорами.
Св. Василия Блаженного можно посетить в его часовне на нижнем этаже, где он лежит в серебряной шкатулке в ярком великолепии. Наверху в Покровской часовне находится столь же великолепный синий и золотой иконостас. Другие часовни, например, св. Николая, отличаются более сдержанным и даже строгим декором.
В саду перед собором стоит бронзовая статуя в память Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина , которые сплотили российскую добровольческую армию против польских захватчиков в Смутное время конца XVI - начала XVII веков.
Изначально статуя была построена в центре Красной площади, но советское правительство посчитало, что она препятствует парадам, и в 1936 году перенесло статую перед собором.
Факты о соборе Василия Блаженного
Информация о сайте | |
Названия: | Собор Василия Блаженного · Покровский собор · Покровский собор · Собор Василия Блаженново · Собор Василия Блаженного |
---|---|
Страна: | Россия |
Категории: | соборов |
Посвящение: | Св.Василия |
Даты: | 1534-61 |
Информация для посетителей и контактная информация | |
Координаты: | 55.752550 ° N, 37.623067 ° E |
Адрес: | Красная площадь Москва, Россия |
Телефон: | 095 / 298-3304 |
Часы работы: | 11: 00–18: 00; вторник и 1 пн каждого месяца закрыт. |
Ночлег: | Посмотреть отели рядом с г.Собор Василия Блаженного |
Список литературы
- Краткий путеводитель по Москве, 4-е изд. (апрель 2005 г.), 73.
- Собор Василия Блаженного - Интернет-путеводитель Фодора
- ул.Собор Василия Блаженного - Moscow-Taxi.com
- Собор Василия Блаженного - районы и достопримечательности Москвы
Дополнительная информация
.Когда был построен собор Василия Блаженного?
Джозеф Кипроп, 17 марта 2018 г. в World Facts
Собор Василия Блаженного в Москве, Россия.Расположен в Москве, Россия, ул.Собор Баси был заказан Иваном Грозным в 1552 году в ознаменование успешного покорения Казани и Астрахани. Строительство длилось почти десять лет, и собор был освящен в 1561 году.
Кто построил собор?
Мало что известно о том, кто на самом деле построил собор, но, согласно легенде, шедевр был спроектирован архитекторами Бармой и Постником Яковлевыми, которые впоследствии были ослеплены Иваном Грозным, так что они не смогли воссоздать здание больше никогда.Однако историки в целом сходятся во мнении, что это просто городской фольклор.
Строение Храма Василия Блаженного
Собор был спроектирован в форме, напоминающей костер, поднимающийся в небо, и состоит из восьми церквей, окружающих большое центральное здание. Большая часть стен здания построена из красного кирпича, который на момент постройки был новым материалом, а фундамент собора - из белого камня.
Именование Храма Василия Блаженного
С момента постройки собор носил множество имен. Первоначально она была известна как «Троицкая церковь», которая позже была преобразована в «Покровскую церковь». Собор тогда назывался «Иерусалим», а его нынешнее название было принято в 17 веке в честь св.Василий Блаженный.
Развитие Храма Василия Блаженного
В 1583 году, вскоре после завершения строительства, собор был уничтожен пожаром, и потребовалось еще десять лет восстановления. В 1680 году церковь была расширена за счет открытия частей первого этажа, которые с самого начала были закрыты. В 1737 году церковь снова была уничтожена пожаром, но восстановлена Иваном Мичуриным.В советское время Сталин хотел сносить здание, поскольку считал, что это мешает его планам относительно города. Однако архитектор Пьер Барановский, которому было приказано подготовить здание к сносу, категорически отказался от этого заказа и отправил телеграмму в Кремль. В конце концов, снос удалось предотвратить, хотя Барановского отправили в тюрьму на пять лет. Собор Василия Блаженного за эти годы претерпел значительную реставрацию, чтобы достичь нынешнего состояния, и теперь служит музеем.
Значение в современной России
ул.Собор Василия Блаженного выдержал столетия пожаров, войн и штормов, но великолепно возвышается прямо в центре Москвы. Здание играет значительную роль в современной России, так как считается символом и памятником нации. Это одно из самых посещаемых сооружений в мире, и многие туристы ежегодно посещают Россию, чтобы увидеть знаменитое здание. Собор представляет собой образец средневекового искусства и архитектуры.
.12 фактов о соборе Василия Блаженного
Первоначально построенный в середине 16 века, собор Василия Блаженного величественно возвышается возле Кремля в Москве, Россия, и наблюдал за бесчисленными историческими и политическими событиями в истории страны.
1. ПОСТРОЕН ИВАНОМ УЖАСНЫМ.
Первый царь России Иван Васильевич, также известный как Иван Грозный (прозвище, означающее «вызывающий ужас или страх» или «суровый»), Иван IV и великий князь Московский - приказал построить собор в 1554 году. .Иван, внук Ивана Великого, видел завершение строительства собора в 1561 году, но после его смерти был похоронен в соседнем Архангельском соборе.
2. СОБОР БЫЛ ПОСТРОЕН В ЧЕСТЬ ВОЕННОГО ЗАВОЕВАНИЯ.
Цель Ивана военного господства над центральным русским государством привела к многочисленным конфликтам во время его правления. В 1550-х годах его войска нанесли поражение независимым татарским ханствам Казани и Астрахани, и в честь этих побед была построена церковь.
3.ИВАН Якобы ослепил АРХИТЕКТОРА СОБОРА.
Изобилует историями и мифами о бушующем нраве Ивана, одна из которых связана с тем, что он целенаправленно ослепил (неназванного) итальянского архитектора собора, чтобы его дизайн невозможно было воспроизвести. В других легендах говорится, что архитекторами была пара русских по имени Барма и Посник или что они могли быть одним человеком.
4. МНОГИЕ ИМЕНИ УКРАИЛИ СОБОР.
Посвященный защите Девы Марии, церковь официально известна как Церковь Покрова или Собор Покрова Пресвятой Богородицы на рву.Его еще называют Покровский собор, Покровский собор и Святой Василий Блаженный .
5. ЕГО ВСЕГДА НАЗВАНО РОССИЙСКОГО ДУРАКА.
Родился в 1468 году, Василий (также называемый Блаженным, Блаженным и Чудотворец Московским) был сыном простолюдинов и получил образование сапожника. Он стал известен своими пророческими способностями и тем, что был «юродивым для Христа», и после его смерти в 1557 году был похоронен в соборе, который получит свое имя в его честь.
6. СОБОР СОСТОИТ ИЗ ДЕВЯТИ ЧАСОВНЕЙ.
Вокруг центрального нефа высотой 156 футов построено девять небольших отдельных часовен, выровненных по точкам на компасе, четыре из которых приподняты, чтобы обозначить их положение между небом и землей. Часовни посвящены Покрову Марии; Вход в Иерусалим, Святые Киприан и Устиния, Святая Троица, Святой Николай Великорецкий, Святой Григорий Армянский, Святой Варлаам Хутинский, Святой Александр Свирский и Три Патриарха.Девятую часовню пристроили в честь святого Василия Блаженного.
7. ЯРКИЕ ЦВЕТА НЕ ДОБАВЛЯЛИСЬ БОЛЕЕ 200 ЛЕТ.
Первоначальный цвет собора был белым, как белый камень Кремля, а купола были золотыми. Начиная с 17 века, фасад и купола начали окрашивать в замечательные цвета, которые мы видим сегодня, и этот пигмент, как говорят, взят из библейского описания Царства Небесного в Книге Откровений.
8.ЭТО ОДИН ИЗ ЦЕНТРОВ КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ.
Большая открытая площадь и рыночная площадь в Москве были географическим и метафорическим центром русской жизни с 15 века. Площадь, называемая по-русски Красная площадь , имеет площадь 800 000 квадратных футов и включает в себя дома на ее западном конце, историческую крепость и правительственное здание, известное как Кремль. На Соборной площади расположен ряд красивых соборов, в том числе Успенский собор, а на южной оконечности возвышается храм Василия Блаженного.Другие исторические здания и памятники на Красной площади: Государственный исторический музей; белокаменная площадка Лобное Место ; бывший ГУМ - ГУМ; и Могила Ленина.
9. ТЕПЕРЬ ЭТО ВРЕМЕННОЕ ЗДАНИЕ.
Конфискованный государством после большевистской революции храм Василия Блаженного был музеем и туристической достопримечательностью с 1929 года. С момента падения Советского Союза в 1990 году здесь периодически проводятся церковные службы, и каждый октябрь в соборе проводится служба в честь День Покрова.
10. РЕПЛИКА У ГРАНИЦЫ РОССИЯ-КИТАЙ.
В городе Джалайнур, расположенном на северо-востоке Внутренней Монголии, примерно в 3200 милях к западу от Москвы и почти в 700 милях к северу от Пекина, была построена макет собора, который никогда не использовался в качестве церкви. Фотограф Давиде Монтолеоне задокументировал странное зрелище здания, в котором находится детский научный музей и продают поддельные окаменелости, во время посещения в 2015 году и отметил, что красивые башни и купола на самом деле всего лишь раковины и, как окаменелости, не настоящие.
11. СОВЕТСКИЙ АРХИТЕКТОР ПОЕХАЛ В ГУЛАГ СПАСАТЬ ЕГО.
После восхождения Иосифа Сталина к главе Советского Союза храм Василия Блаженного потерял популярность и находился под угрозой разрушения, чтобы освободить место на Красной площади для более крупных демонстраций и маршей. Архитектор Петр Барановский якобы отправил Сталину телеграмму, в которой сказал, что он скорее покончит с собой, чем снесет исторический собор, и впоследствии провел пять лет в тюрьме. За это время отношение государства изменилось, и святой Василий был спасен.
12. ЭТО ВСЕМИРНОЕ НАСЛЕДИЕ ЮНЕСКО.
В 1990 году Кремль и Красная площадь были включены в список Всемирного наследия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Это один из 16 культурных объектов ЮНЕСКО в России.
.Василия Блаженного - Русоведение
Собор Василия Блаженного
Луковичные купола и шпили храма Василия Блаженного возвышаются над Красной площадью в Москве и захватывают наше коллективное воображение о России в совершенно неопределенной манере, возможно, «красочной игрушкой, покоящейся на ладони этого мощеного поля» или величественной иконой величие и мощь. Собор Василия Блаженного, более официально известный как собор Покрова на рву, несомненно, представляет собой чудо и, как таковой, предлагает широкий спектр символических интерпретаций, уходящих корнями в столь же неоднозначные фольклорные сказки.Собор узнаваем по «девяти разноцветным луковичным куполам» разного размера и на расстоянии друг от друга, а также по «позолоченному чесночному куполу, венчающему высокий центральный шпиль». Несмотря на неравномерное расположение куполов по горизонтали, собор фактически идеально симметричен сверху. Собор также представляет собой девять отдельных часовен разных стилей и названий, в одной из которых находится могила святого Василия (Василия) Блаженного, «юродивого» или юродивого во Христе, от которого происходит популярное название постройки.В соответствии со строго иерархическим характером того времени, когда он был построен, внутренние помещения Собора небольшие и могут вместить только самых элитных людей. Неясно, откуда взялось вдохновение для странных луковичных куполов, поскольку собор предшествовал аналогичным куполам империи Великих Моголов. Собор Василия Блаженного был построен по приказу царя Ивана IV (Ивана Грозного) в ознаменование взятия татарской крепости Казани в 1552 году. Барма и Постник Яковлевы, возможно, были архитекторами собора, но реальность их личности оспаривается ученые - это мог быть один архитектор или другой человек, чье имя представляет собой комбинацию этих двух.Легенда гласит, что архитекторы были ослеплены Иваном Грозным после того, как построили собор, так что они не могли воспроизвести такое красивое сооружение.
Культурная ассоциация и значение собора Василия Блаженного в русской культуре - это общая концепция силы, солидарности и преемственности, но к кому именно применимы эти концепции или кого они включают, - вопросы, на которые нет прямых ответов или несложных интерпретаций. История Казанской битвы, события, которое якобы положило начало строительству Собора, затушевывается его фольклорным качеством, в котором Иван Грозный, солдаты и даже татары драматизированы и преувеличены.По словам Андрея Юрганова, «захват Казани стал символом растущей мощи Москвы, победы над« неверными »и подтверждения праведности Ивана IV». Как указывает «Покровительство» в первоначальном названии Собора, Иван хотел бы получить от высших властей подтверждение законности своего правления, присвоив концепцию «божественного права» монархии на защиту и защиту своего положения. Собор появился как публичное объявление об этих символических намерениях и должен был вселить в россиян национальную гордость как символ победы и силы.Однако, как отмечает Юрганов, в народе собор в большей степени ассоциируется с поминовением «юродивого» святого Василия, чем с эпической, сказочной битвой при Казани. Святой Василий был известен многими святыми предсказаниями и поступками, но был особенно уважаемым критиком жестоких действий Ивана IV. Возможно, тогда русские сочтут более уместным почитать собор как мавзолей популярного святого критика, чем как памятник победы жестокого монарха. Интересно, что спустя сотни лет после постройки собор был спасен от разрушения самопожертвованием Константина Барановского, архитектора, которому было приказано подготовить собор к сносу и который, по некоторым преданиям, защищал строение от Сталина. «забаррикадировавшись в церкви из пулемета.Сталин пытался очистить Советский Союз от остатков империализма. Опять же, героизация Барановского указывает на то, что собор не связан с властью и преемственностью правительства или политической системы, но с решимостью русского народа найти солидарность в культурных представлениях, которые переживают такие непостоянные, иногда репрессивные институты.
Независимо от популярного толкования, стремление монументализировать символические достижения государственных структур не исчезло, когда Россия стала светским Советским Союзом.Когда нельзя было призвать божественную власть для обожествления достижений и личности правителя, такое обожествление стремилось к величию и авторитету современности, технологических и архитектурных достижений. Дворец Советов должен был стать таким памятником в традициях таких построек, как собор Василия Блаженного, символом достижений и власти. В марте 1934 года журнал Time заявил, что это сооружение является «последним и величайшим памятником России», который будет «самым большим и высоким зданием в мире».«Дворец заменил памятники старины, построенный на месте, которое когда-то занимал другой монументальный собор - Храм Христа Спасителя, который был взорван, чтобы освободить место для нового строения. Как объясняет Уильям МакДонау: «Собор - это отражение наших стремлений и намерений». Соборы и соборные сооружения выполняют эту двойную роль, особенно как проявление человеческого желания поклоняться и потребности или цели в присвоении власти, подобной Богу.Действительно, будь то собор или памятник юродивому и царю или коммунистической администрации, он предназначен для публичного поклонения личностям, событиям и достижениям, которые он символизирует.
Портрет Ивана Грозного перед собором Василия Блаженного указывает на изображения, которые он задумал для постройки, с самим собой в качестве основного объекта обожествления. Портрет Царя Иоанна Васильевича Грозного , работы Александра Васильевича Висковатова был создан в 1800-х годах, спустя много времени после того, как царь Иван IV фактически правил, но знаменует повышенный статус его памятника и последующую личную монументализацию, предоставленную ему.Он изображен в своем коронационном облачении, великолепие и величие монархии, как большой, доминирующий патриарх, занимающий весь передний план портрета. Позади него, залитая небесными лучами, находится Москва с высокими луковичными куполообразными шпилями храма Василия Блаженного, место его коронации и постоянный памятник его заслугам и праведности.
- Кэролайн Макбрайд, ноябрь 2009 г.
Источники
Форд, Питер. «Св. Собор Василия Блаженного.” Christian Science Monitor 91.169 (1999): 12.
Макдонаф, Уильям. «Очерк: столетняя проповедь: дизайн, экология, этика и создание вещей». Perspecta 29 (1998): 78-85.
Юрганов Андрей. «Св. Бэзил - легендарная вещь ». Русская жизнь 44,6 (2001): 34.
«Искусство: Советский дворец». Время 19 марта 1934 г .: n. стр. Интернет. 6 ноября 2009 г.
«Царь Иоанн Васильевич Грозный.» Цифровая галерея NYPL . Интернет. 6 ноября 2009 г.
Макдонаф, Уильям. «Очерк: столетняя проповедь: дизайн, экология, этика и создание вещей». Perspecta 29 (1998): 78-85.
.Храм Василия Блаженного в Москве
Собор Василия Блаженного в Москве, Россия, был построен Иваном Грозным между 1555 и 1561 годами. Согласно легенде, строитель этого собора был ослеплен, так что такое красивое сооружение больше никогда не могло быть построено. Собор очень красочный и украшен башнями из красного кирпича. Проект церкви состоит из девяти часовен, каждая со своим отдельным куполом, знаменующим штурм Казани.
Дизайн собора Василия Блаженного несет в себе сильный религиозный символизм и основан на архитектурных образцах Иерусалима. Восемь куполов образуют круговую форму вокруг девятого купола, который при взгляде сверху выглядит как звезда. Между интерьером и экстерьером храма Василия Блаженного существует глубокий контраст. Интерьер отличается скромным убранством, а коридоры узкими, оставляя мало места для сидения прихожан.
На протяжении своей истории собор несколько раз пострадал от пожаров, грабежей и других происшествий.Согласно одной легенде, французский правитель Наполеон даже хотел забрать собор Василия Блаженного во Францию, но из-за отсутствия такой техники он приказал своей армии разрушить его, чтобы никто другой не мог его занять. Его армия подготовилась к атаке на церковь и также зажгла порох, но таинственный ливень предотвратил любые взрывы.
.Собор Василия Блаженного
Собор Покрова Пресвятой Богородицы на рву более известен как Собор Василия Блаженного: Собор Василия Блаженного. Это самая узнаваемая церковь в России.Собор Василия Блаженного
Собор Василия Блаженного был построен в 16 веке по приказу Ивана Грозного. С тех пор он очаровывает приезжающих в Москву путешественников. Некоторым это показалось странным; другие были очарованы его необычной красотой.Об этом ходят легенды: что жестокий русский царь ослепил архитектора, чтобы помешать ему построить более великолепное здание для кого-либо еще, или что Наполеон хотел разрушить собор, когда понял, что не может переместить его в другое место. Париж. Что заставляет людей придумывать все эти истории? Сказочный собор по-прежнему возвышается над Красной площадью и поражает воображение своей красотой.Собор был заказан Иваном Грозным в ознаменование взятия Казанского ханства и строился с 1555 по 1561 год.Собор Василия Блаженного на самом деле представляет собой группу зданий - центральную церковь, окруженную девятью вспомогательными церквями, восемь из которых посвящены восьми победам Ивана над татарами, а меньшая - во имя Василия Блаженного. Этот популярный московский святой был похоронен на земле, и его имя впоследствии стало названием собора.
Согласно летописи того времени, собор Василия Блаженного был спроектирован двумя русскими архитекторами: Бармой и Постником. Они не были ослеплены и фактически пошли строить больше церквей в России.Но этот собор на Красной площади остается самым необычным храмом в России и стал загадочным символом самой Москвы, пережившей революцию и советские времена.
Собор Василия Блаженного сейчас является музеем, и его интерьер все еще можно исследовать. Внутри уединенная и атмосферная, вы можете проследовать по лабиринту темных галерей от одной часовни к другой, ощутив средневековое прошлое здания.
Собор Василия Блаженного можно увидеть во время экскурсии по Красной площади. Если у вас будет больше времени, вы сможете посетить музей в сопровождении гида по Москве, который расскажет вам больше о его истории и архитектуре.
.