Сообщение о кижи
достопримечательности, рассказ об острове Кижи
Кижи (карельск. Kiži) — остров на Онежском озере в Карелии, на котором расположен всемирно известный архитектурный ансамбль Кижского погоста, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков, окруженных единой оградой — реконструкцией традиционных оград погостов. 1 января 1966 года на базе архитектурного ансамбля Кижского погоста был основан Государственный историко-архитектурный музей «Кижи». Куда помимо существующих на своих первоначальных местах построек было свезено большое количество часовен, домов и хозяйственных построек из Заонежья и других регионов Карелии. По одной из легенд, Преображенская церковь построена одним топором, который потом мастер выбросил в озеро.
На острове также расположены несколько деревень, которые вместе составляют населённый пункт Кижи, входящий в состав Великогубского сельского поселения Медвежьегорского района (до 2004 года административно относился к городу Петрозаводску). В 1990 году Кижский погост вошёл в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1993 году указом Президента Российской Федерации архитектурное собрание музея под открытым небом включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
Широко распространено название острова с ударением на второй слог, во многих словарях указан именно такой вариант, однако в Карелии традиционно используется ударение на первый слог (это связано с особенностями карельского и финского языков). Остров Кижи расположен в северной части Онежского озера в Кижских шхерах — системе островов, прилегающих к Заонежскому полуострову. Полуостров находится западнее острова Кижи, а юго-восточнее — остров Большой Клименецкий. Севернее острова — губа Великая.
Территория музея-заповедника «Кижи» имеет статус земель историко-культурного назначения. Государственный природный заказник федерального подчинения «Кижский» включает в себя охранную зону музея-заповедника «Кижи». Режим охраны заказника сходен с режимом национального парка. На всей территории заказника запрещены охота, сбор пуха и яиц, посещение островов с гнездовьями до конца размножения птиц (1 августа), лесоосушительная мелиорация, использование ядохимикатов в лесном и сельском хозяйстве, геолого-изыскательские работы и разработка полезных ископаемых. Движение яхт и другого транспорта ограничено дорогами и водными путями общего пользования. Выпас скота ограничивается землями совхоза «Прогресс». Свободное передвижение, сбор ягод, лов рыбы и др. разрешены только местным жителям и сотрудникам. Стоянки и ночёвки разрешены туристам лишь в специально отведенных местах.
В XVII веке новгородский предпрениматель Семён Гаврилов начал создавать металлургическое производство в заводском масштабе. Найдя медную руду он начал в 1669 году строить плавильный завод. Его начинание до конца довели иностранные капиталисты Марселис и Бутенант. В 1636 году у них было уже три завода (два в Шуньге и один в Кижах). К концу XVII века в Кижском погосте прибавилось ещё 2 новых завода. Заводы строились первоначально как медноплавильные, затем, вследствие невыгодности, их переводили на производство железа. Население с самого начала отнеслось к заводам враждебно, в виду захвата заводчиками земель, лесных угодий и богатых рудами недр, введения для крестьян обязательной работы на заводах, подрыва кустарной добычи и обработки железа. Когда нежелавших работать на заводах крестьян Кижского погоста хотели принудить к этому силой, они под предводительством своего старосты напали на возчиков руды и на заводский поселок с «пищальми, бердыши, и с рогатинами и с кистенями». Но этот вооружённый протест мало подействовал. Через 10 лет заводчики добились прикрепления к заводу Кижского погоста в количестве 1 197 дворов. В XVII веке на Тихвинской ярмарке продавались ножи, именуемые «кижскими».
В 1867 году в ходе своей поездки по северным губерниям России остров Кижи Олонецкой губернии посетил академик архитектуры Л. В. Даль. В 1885 году в Кижах был похоронен сказитель былин Трофим Григорьевич Рябинин. В начале XX века на Север ездили многие художники и архитекторы, которые стремились воочию увидеть старинные памятники. На острове Кижи побывали Иван Билибин (в 1904), Игорь Грабарь (в 1909) и Михаил Красовский (в 1916). Билибин писал: «… нигде мне не приходилось видеть такого размаха строительной фантазии, как в Кижах. … Что за зодчий был, который строил такие церкви!».
Постепенно Кижи становятся известными в Российской империи: издаются почтовые открытки с видами Кижского погоста, а в 1911 году картина художника Шлуглейта «На далёком Севере» с изображением Кижского погоста была приобретена императором Николаем II.
В конце XVI века на острове было 14 деревень. Ныне сохранились только две – Ямка и Васильево, обе находятся в центральной части острова. Эти поселения входят в состав экспозиции музея-заповедника «Кижи», большая часть их домов является памятниками архитектуры и перевезены из различных заонежских деревень. Деревня Ямка расположена на восточном берегу. Это одно из исторических поселений (впервые упоминается в документах в 1563 году). В настоящее время на месте старого поселения сформирована музейная деревня, большинство построек которой перевезено из разных деревень Заонежья. В 2010 году в деревне числилось 14 жителей. Деревня Васильево находится на западном берегу острова. В отличие от деревни Ямка деревня Васильево всегда была маленькой и состояла самое большое из 3 дворов. Сегодня это также музейная реконструкция заонежской деревни конца XIX - начала XX века, созданная на месте старого, исторически сложившегося поселения. В 2010 году в деревне числилось 3 жителя.
В период навигации (май-сентябрь) с речного вокзала Петрозаводска на остров Кижи ходят скоростные суда на подводных крыльях — в будни 2–3 раза в день, в выходные чаще. Также остров регулярно посещают круизные теплоходы. Зимой ежегодно по льду Онежского озера прокладывают зимник от деревни Ямка до Великой Губы (21 км) и Сибово (12 км).
Архитектурный Ансамбль Кижского Погоста включен в Список Всемирного Наследия по критериям I, IV и V: Критерий I: Воспринимаемый жителями Карелии как «Настоящее восьмое чудо света» Архитектурный ансамбль Кижского Погоста является поистине уникальным художественным достижением. Это достигается не только сочетанием двух многоглавых церквей и колокольни в единой ограде, но и тем, что необычно спроектированные, идеально пропорциональные деревянные постройки находятся с совершенной гармонии с окружающим ландшафтом. Критерий IV: Из пяти сохранившихся погостов на крайнем северо-западе советской территории, Кижский погост является выдающимся примером архитектурного ансамбля типичного для малонаселенных районов средневековых и пост-средневековых православных поселений, где проповедникам приходилось справляться с проблемой широко разбросанных христианских общин и суровым климатом.
Доступный по суше или воде погост объединял религиозные здания, которые временами могли использоваться для других целей; например, нартекс или неф использовался как трапезная или зал собраний. Другой аналогичной постройкой, вдохновленной теми же принципами является скандинавская бочарная церковь (stavkirke). Критерий V: Погост и здания, которые были сгруппированы в виде музейной экспозиции в южной части острова, являются исключительными примерами традиционной деревянной архитектуры Карелии и в целом Севера России и финско-скандинавского региона. Русские плотники, чья слава восходит к средневековому Новгороду, достигли апогея в плотницком искусстве. Необратимые изменения привели к тому, что это традиционное искусство исчезает. Следовательно, абсолютно необходимо, чтобы такие ансамбли как Кижский погост были сохранены как иллюстрации истории древней технологии, за то что они учат нас былому образу жизни.
Церковь Преображения Господня (1714 год) — самое знаменитое и выдающееся сооружение ансамбля. 6 июня 1714 года произошла закладка алтаря церкви: "«Обложися сей олтарь Господа Бога и Спаса нашего Iисуса Христа Боголепного Преображения Господня по плоти от Рождества Христова АΨДI года июня 6 дня…» гласила надпись на кресте, который находился в алтаре церкви, (Метрика по получению верных сведений о древне-православных храмах Божиих…Олонецкой губернии, 23 марта 1887 года). Памятник федерального значения, Памятник культурного наследия РФ (особо ценный объект). Её прообразом считается Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1708 год) в Вологодской области.
Данная церковь возведена на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Настоящие имена создателей церкви неизвестны. Высота церкви — 37 метров. Сруб церкви рублен в традициях русского плотничьего ремесла — без гвоздей. Когда говорят, что церковь построена без гвоздей, ошибаются. На самом деле, гвозди есть, только не в самом здании, а в куполах. По своему типу храм — «летний» неотапливаемый, зимой в нём службу не проводят. Преображенская церковь представляет тип восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены ещё два восьмигранных сруба меньших размеров.
Церковь увенчана 22 главами, размещёнными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придаёт своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трёхскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Церковь была обшита тесом в начале XIX века, главки покрыты луженым железом. Обшивка была разобрана и восстановлены тесовые и лемеховые кровли во время реставрации 1950-х годов под руководством архитектора А. В. Ополовникова.
Иконостас — четырёхъярусный, составлен из 102 икон. Датировка рамы иконостаса окончательно не определена: вторая половина XVIII века — начало XIX века. Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы — «Преображение» и «Покров» — датируются концом XVII века и типичны для «северного письма». Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса представляет вторую группу икон, относящуюся ко второй половине XVIII века. Иконы трёх верхних ярусов иконостаса составляют третью группу и датируются первой третью XVIII века, привозные.
Сруб церкви поставлен без фундамента на каменную забирку, только под западный придел церкви подведён бутовый фундамент на известковом растворе (1870 год). Углы церкви рублены в «обло», внутренние углы в интерьере церковного помещения и углы апсиды рублены в «лапу». Материал рубки — сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по бересте. Лемех главок и «бочек» — осиновый.
Покровская церковь
Этот храм — «зимний» (то есть отапливаемый), службу в нём ведут с 1 октября и до Пасхи. Покровская церковь в Кижах возводилась рядом с Преображенской. Построена она на полвека позже — в 1764 году. Безымянным зодчим предстояло ответить на вопрос: каким должен быть новый храм, чтобы не потеряться рядом с двадцатидвухглавым чудом Преображенской церкви? Решение было найдено в некоторой «подчинённости» Покровской церкви: она дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом. Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Купола этого храма отличаются выразительностью, утонченными пропорциями и в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо-Кижского Подворья — церкви Преображения. Преображенская церковь пирамидальна, Покровская же, как бы уравновешивая её композиционно, расширяется кверху в верхней части восьмерика и завершается плавным повалом.
Украшена Покровская церковь весьма скупо. Зубчатый резной фронтонный пояс, вносящий «в монументальное сооружение ноту теплоты и чисто русской любви к узорчатой нарядности» (А. В. Ополовников) — один из немногих декоративных элементов этого храма. Однако, и повал, и фронтонный пояс — не только декоративные детали, это ещё и средства защиты от влаги: благодаря повалу кровля выносится дальше от сруба, и дождевая вода не попадает на стены церкви. За каждым же зубчиком фронтонного пояса — желобок, куда собирается дождевая вода, нижние зубчики оснащены водомётами, по которым вода отбрасывается от срубов церкви. Высокое одномаршевое крыльцо ведёт во внутренние помещения церкви, которых четыре. Они располагаются друг за другом — с запада на восток. Сначала — сени, необходимые в любом северном строении, затем — трапезная.
С XVII века, когда по всей России оживилась земская деятельность и окрепло местное самоуправление, трапезные становятся почти обязательной составляющей зимних церквей. Трапезная — место мирской сходки — суема, на котором жители погоста обсуждали насущные житейские дела, здесь происходили судебные разбирательства, оглашались царские и воеводские указы, выбирались должностные лица и прочее. Помещение собственно церковное, где служились церковные службы, отличается более высоким потолком. Иконостас Покровской церкви — тябловый. Первоначальный иконостас не сохранился, но известно, что и он был тябловым.
Волна «боголепных поновлений» второй половины XIX века коснулась и Покровской церкви: была растёсана стена между церковным помещением и трапезной, стены оштукатурены, а тябловый иконостас заменён на резной. Нынешний иконостас был реконструирован в 50-е годы XX в. Самое восточное помещение — алтарь, святая святых каждого храма. Снаружи алтарь выявляется пятигранным срубом — абсидой, на которой находится горизонтально вытянутая бочка, а на ней — десятая глава Покровской церкви.
Небольшие размеры и простота внутренних помещений — характерная особенность северного храма, главное в котором все же внешний облик. Сегодня в зимнем храме Покрова Богородицы четырехрядный тябловый иконостас, который реконструирован А. В. Ополовниковым в 50-е годы 20 столетия, на основе схемы иконостаса, разработанной в 1948 г. В. Г. Брюсовой (Светличной). Иконы, датируемые второй половиной 17 века, были подобраны для иконостаса из «Кижской коллекции», составленной из заонежских икон, вывозившихся в годы оккупации в Финляндию. Долгое время исследователи пытались выяснить принадлежность икон конкретному храму и каково же было удивление, когда из материалов финского исследователя Л. Петтерссона, вывозившего заонежские иконы в Финляндию, выяснилось, что эти иконы происходят из самой Покровской церкви. Перед вывозом икон из храмов Л. Петтерссон ставил на них цифровые метки. Первая цифра означала шифр храма (у Покровской церкви это № 3), вторая, поставленная через дробь, означала место иконы, которое заносилось на схему расположения икон в храме. При наличии схемы и шифров на иконах определить их принадлежность Покровской церкви было не сложно.
Шатровая колокольня
Колокольня построена в 1863 году на месте старой шатровой колокольни, которая была «скрыта за ветхостью» в 1862 году. Проект и смета новой колокольни были рассмотрены Губернской строительной комиссией ещё в 1854 году по представлению Благочинного Священника Стефана Романовского. В 1872 году И. И. Копошевым был представлен проект перестройки колокольни «в связи с невозможностью утвердить восьмерик её». В 1874 году проведены работы по перестройке колокольни, по-видимому, верхней её части. В 1900 году в результате ремонта были разобраны полицы, образовывавшие карнизный поясок по всему периметру четверика в уровне второго перекрытия, и декоративные фронтончики на скатах шатра.
В плане квадратный четверик разделён двумя продольными стенами на три части: сени, лестничную клеть и чулан. По высоте внутренний объём сруба колокольни делится перекрытиями на три яруса. На звонницу ведёт пяти маршевая лестница. Композиция колокольни решена по традиционной схеме «восьмерик на четверике», с высоким, в две трети высоты сруба, четвериком. Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами, поддерживающими шатёр, увенчанный лемеховой главкой с крестом. Наружные двери филенчатые. Сруб рублен «в лапу» сразу под обшивку. Дощатая обшивка устроена по каркасу из бруса. Кровли перекрыты дороженным тесом в два слоя. Концы тесин полиц имеют пикообразную форму. Фундамент бутовый на известковом растворе. Материал: сосна, ель. Лемех осиновый.
Четверик с юга на север прорезан сквозным проходом с высокими арочными порталами. Перед входами устроены невысокие рубленные площадки крылец. С запада и востока устроены фальшивые арочные порталы, подобные входным. Внутреннее пространство освещается четырьмя арочными окнами над порталами и окном в северо-восточной стене восьмерика. Дощатые балясины звонницы прорезные, каплевидной формы с четырьмя отверстиями посередине доски. Подзоры простые дощатые без резьбы.
Деревянная ограда
До наших времён не дошла, воссоздана в 1959 году по образцу сохранившихся на Севере бревенчатых оград погостов по проекту арх. А. В. Ополовникова.
Церковь Воскрешения Лазаря
Предание говорит, что церковь была построена преподобным иноком Лазарем, который прожил 105 лет и скончался в 1391 году. Церковь стала первой постройкой будущего Муромского монастыря, расположенного на восточном берегу Онежского озера. Монастырь был основан Лазарем «по особому чудному явлению Новгородского епископа Василия Преподобного». Церковь посвящена событию, описанному в книге Нового Завета от Иоанна «о болезни, смерти и воскрешении Лазаря из Вифании». Чудо воскрешения Лазаря из мёртвых Иисус совершил накануне Пасхи Иудейской, укрепив этим веру многих людей в свою силу. Со временем церковь Воскрешения Лазаря стала одной из главных достопримечательностей монастыря. Среди местного населения она слыла «чудодейственной исцелительницей от недугов». Духовенство объявило преподобного Лазаря местным святым, а церковь и его реликвии стали объектом поклонения и паломничества. Каждое лето 23 — 24 июня, в Иванов день, к ней съезжалось множество богомольцев.
С приходом Советской власти в 1919 году на месте Муромского Свято-Успенского монастыря была организована сельская коммуна им. Троцкого. После 1945 года там организовали дом инвалидов, с середины 1960-х место запустело. Церковь Воскрешения Лазаря долгое время была заброшена. В 1954 году архитектор А. В. Ополовников произвел её замеры и сделал проект реставрации храма, в котором сохранился небольшой иконостас (царские врата, деисусный чин) XVI в. В 1959 году церковь разобрали и увязанную в плотах перевезли в Кижи, где она была реставрирована в 1960 году.
В церкви сохранился иконостас, состоящий из 17 икон XVI—XVIII веков. Он представляет собой древнейший тип двухъярусного иконостаса, состоящего из местного и деисусного рядов, включая царские врата и северные пономарские двери. Посеребрённый временем храм с некой долей музейной искусственности поставлен на небольшом расстоянии почти у подножия прекрасного многоглавого Преображенского собора, построенного в 1714 году, и старинной деревянной Покровской церкви. У храма нет фундамента, сруб стоит на огромных валунах.
Часовня Михаила Архангела
Часовня перевезена на о. Кижи из деревни Леликозеро в 1961 году, где она стояла на небольшом возвышении на открытой местности. Она была лишена обычного для северных часовен окружения из елей и, очевидно, поэтому зодчий позаботился о её самостоятельной живописности.
Постройка относится к развитому типу клетской часовни на подклете с трёхчастной композицией. В плане сооружение представляет собой прямоугольник, вытянутый с востока на запад. Западная часть часовни с северной стороны имеет прямоугольную пристройку сеней. На запад часовня смотрит сдвоенным окошком. Крыша над восточным, самым высоким срубом, тоже сдвоенная: одна кровля выходит из-под другой, неожиданно удивляя изобретательностью зодчего.
Над сенями — изящная шатровая колокольня с двумя широкими поясами. Она увенчана лёгким гранёным шатром. Нарядность часовни завершают причелины или полотенца, в котором основным мотивом резьбы является ромб, вписанный в круг, и ряд сквозных кружков. Подобным образом обработаны резные концы причелин — кисти. Красный тес кровли имеет окончания в форме усечённых пик. В помещении часовни первоначально был двухъярусный иконостас, который состоял из местного и деисусного чина.
В часовне сохранилось потолочное перекрытие — «небо», в центральном круге которого — икона Христа Вседержителя, а в сегментах — 12 трапециевидных клиньев — праотцы. По углам «неба» 4 иконы с изображениями символов евангелистов. Живопись иконостаса датируется XVII—XVIII вв.
Восьмикрылая ветряная мельница
Построена в 1928 году. Реставрирована в 1976-м году. Представляет собой сруб, квадратный в основании. В центре сруба проходит осевой столб, врытый в землю, что позволяет вращать корпус мельницы вокруг своей оси для наиболее точного положения относительно направления ветра. Горизонтальный вал на конце снабжён восемью крыльями, которые расположены в двух плоскостях по четыре в каждой. Вращение передаётся посредством вала, с помощью деревянных зубчатых колёс,
Деревянные церкви. Кижи (доклад, 3 класс)
Кижи – это небольшой остров, настоящее восьмое чудо света. Знаменит остров своим архитектурным ансамблем, состоящим из колоколен и двух церквей. Этот памятник архитектуры - показатель высокого плотницкого мастерства. Им представлено истинно русское деревянное зодчество. С 1966 года там расположился исторический музей под открытым небом. В Кижи завозилось немало хозяйственных построек, домов, а также часовен из различных карельских местностей. Все это считается образцами искусства северных ремесленников. На острове расположилось несколько деревень. Этот населенный пункт имеет такое же наименование, как и остров.
Местонахождение Кижей
Остров Кижи расположился среди вод Онежского озера в Карелии. Архитектурный ансамбль Кижского погоста очень хорошо вписывается в окружающую природу. Слово погост в старину означало постоялый двор (от слова погостить), а сейчас со времен возникновения христианской веры, погост – это деревня, в которой есть церковь и прилежащее к ней кладбище. Остров расположился в 66 километрах от города Петрозаводска.
Интересные факты
По старинному преданию строительство на острове связано с именем Петра I. Царь, увидев бревна на погосте, подготовленные для строительства храма Преображения господня, лично зарисовал вид будущего храма. С тех пор постепенно возводились все новые и новые постройки из дерева. Кижи стали центром торговли и зодчества. Неустанно велись работы по иконописанию и переписыванию книг.
Интересным фактом является то, что все постройки были сооружены только при помощи топора, что называется, вырубывались: избы, хоромы, церкви.
Преображенская церковь является наиболее яркой среди других. Ее пирамидальный силуэт виден издали. Главы перемежаются одна с другой, придавая этим причудливо – сказочный вид.
Как добраться до Кижей
Зимой тяжелее добираться до острова. Доставка туристов в основном происходит на вертолете. В летний период - теплоходом из Петрозаводска. Из Москвы до столицы Карелии можно воспользоваться поездом или самолетом. Затем поездом до Петрозаводска, а далее теплоходом до Кижей, часто курсирующим между Петрозаводском и Кижами с ранней весны до поздней осени.
Остров Кижи
- Вселенная
- Планета Земля
- Живой мир
- Местности и города
- Аномальные места России
- Заброшенные места России
- Святые места России
- Уникальные города
- Народы и цивилизации
- Необычные люди
- Великие люди
- Открытия и изобретения
- Разное
- Здоровье
- Мир кино
- Познавательное
- Психология
- Чай и Кофе
- Вселенная
- Планета Земля
- Живой мир
- Местности и города
- Аномальные места России
- Заброшенные места России
- Святые места России
- Уникальные города
- Народы и цивилизации
- Необычные люди
- Великие люди
- Открытия и изобретения
- Разное
- Здоровье
- Мир кино
- Познавательное
- Психология
- Чай и Кофе
- Главная
Кижи. Краткая информация для туристов
Кижи — самый знаменитый остров Онежского озера (а всего их 1369!). Сегодня Кижи — это и имя всемирно известного музея деревянного зодчества. В год своего основания — 1966 г. — он занимал лишь южную часть острова, но постепенно разросся до 10 тыс. га, вобрав участки побережья Заонежья и территорию соседних островов.
Кижский погост
Главный памятник музея — архитектурный ансамбль Кижского погоста XVIII–XIX вв., включающий 22-главую церковь Преображения Господня (1714 г.), церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1764 г.) и колокольню.
Преображенская церковь словно встаёт из озера, как волшебное видение. Облик церкви вызывает в памяти и сказочный терем, воплощая нарядность и жизнерадостность, изобилие и пышность форм, что было свойственно русскому искусству конца XVII — начала XVIII в. Сюда приходили не только молиться, но и решать мирские дела, о чём свидетельствуют и малые размеры алтаря, и высокое крыльцо-трибуна, и обширная трапезная.
Купола церкви Покрова Богородицы
Величавую царицу Кижского ансамбля возвели в разгар Северной войны, и потому народная молва связала её с личностью Петра I, который будто бы «собственноручно начертал план» будущего строения. В основе здания лежит мощный восьмигранный сруб, так называемый восьмерик, с четырьмя прирубами, примыкающими к четырём противоположным граням, — церкви такого типа были популярны в традиционном деревянном зодчестве. Но обычно церковь венчали шатром, а здесь мастера поставили на основной объём два последовательно уменьшающихся восьмерика с куполами и увенчали их центральной главой. Ещё одна глава появилась над алтарным прирубом. Все ярусы получили ступенчатое покрытие, а каждая ступень завершилась бочкой (кровлей килевидного сечения) и главкой-куполом. Церковные главки будто замерли в волшебном танце: в нижнем ярусе они больше главок второго, в среднем — больше первого и четвёртого.
Самые маленькие — главки четвёртого яруса, а самая большая — центральная глава, венчающая церковь.
Главки, барабаны (шейки глав) и бочки мастера покрыли осиновыми чешуйками-лемехом. На это пошло более 30 тыс. лемешин, и каждая обработана в виде уступчатых пластинок. Лемех — надёжный материал, он не боится ветра, солнца и дождя, не коробится. Для строительства церкви отбирали лес высшего качества — мелкослойную смолистую кондовую сосну, прочную и долговечную. Брёвна рубили топором, поскольку при поперечной рубке древесины её поры забиваются и становятся недоступными для влаги.
В Кижах любят рассказывать о легендарном строителе церкви, который, завершив работу, будто бы бросил свой топор в Онежское озеро, сказав: «Поставил эту церковь мастер Нестор. Не было, нет и не будет такой».
Преображенская церковь
За три столетия церковь Преображения неоднократно обновляли и реставрировали. Первоначальный облик храму вернули в середине XX столетия. Однако разрешить все проблемы не удалось, и в 1980 г. церковь закрыли для посетителей. Реставрацию планируется завершить в 2018 г.
Стоящая рядом церковь Покрова Богородицы скромнее, ее архитектура типична для русского Севера. Стремясь к гармонии всего Кижского ансамбля, зодчие отказались от привычного шатрового завершения, заменив его «короной» из девяти глав. Четырёхрядный тябловый иконостас церкви, большинство икон которого датируются XVI–XIX вв., реконструирован в 1957–1959 гг. В 1994 г. в храме после 57-летнего перерыва возобновили богослужения. Свидетельством общероссийской духовной значимости кижских храмов стало образование здесь в 2003 г. Патриаршего подворья.
Архитектурное собрание музея включает 88 памятников. На Кижи доставлено несколько часовен, больше двух десятков крестьянских домов, много хозяйственных построек: мельниц, амбаров, риг, бань.
Памятники деревянного зодчества Кижского погоста составляют редкий по красоте ансамбль, включенный в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Как добраться
В сезон навигации по озеру курсирует скоростной теплоход «Комета». Зимой, когда озеро покрыто льдом, из Петрозаводска на остров можно добраться по льду на судне с воздушной подушкой. Между Петрозаводском и Кижами летает вертолет.
Когда лучше поехать
Кижский музей деревянного зодчества открыт в течение всего года. Самые яркие праздники проходят на Масленицу — это один из немногих старинных праздников проводов зимы и встречи весны; на Пасху и в начале августа, когда проходит фестиваль традиционных лодок.
Дом Ошевнева
Самый известный крестьянский дом-музей — дом Ошевнева, построенный в 1876 г. в деревне Ошевнево. Это традиционный для Русского Севера дом-комплекс, в котором под одной крышей располагались жилые и хозяйственные помещения. Дом отличает особое богатство декора. Сегодня в нём воссозданы интерьеры всех помещений.
Природный заказник «Кижский»
Кижский погост находится в одном из живописнейших мест Карелии, в северо-западной части Онежского озера, на территории заказника. Кижские шхеры — это сложный лабиринт из сотен островов и глубоких заливов, изрезавших побережье Заонежского полуострова. Острова площадью от нескольких до почти 150 кв. м (Большой Клименецкий) разнообразны по характеру рельефа и растительного покрова. Одни покрыты лесами, другие — только луговой и кустарниковой растительностью. Скалы здесь нередко перемежаются низинными заболоченными участками.
Колокольня Кижского погоста
Архитектурный ансамбль Кижей немыслим без стройного силуэта шатровой колокольни. Её своеобразие — в сочетании элементов народного деревянного зодчества и городских каменных построек своего времени. Проект колокольни выполнен архитектором И. И. Копошевым, а строительные работы произведены артелью плотников под руководством крестьянина из Олонецкой губернии Сысоя Петрухина.
Факты
- При произнесении слова «Кижи» ударение ставится, как на первый, так и на второй слог.
- Название острова Кижи произошло от карельского слова «кижат», что можно перевести как «игрища».
- Около 500 икон на территории музея «Кижи» хранят своеобразие северной иконописной традиции.
- Музей ежегодно посещают около 170 тыс. туристов из России и зарубежья.
Поделиться ссылкой
10 фактов о музее. История создания, фотографии, главные экспонаты.
Кижи. 10 фактов о музее под открытым небом.

1. Предки современных кижан — новгородцы. Тысячелетие назад выходцы из Новгорода стали осваивать суровые северные края: рыбачили, сеяли, разводили скот. В ХV веке кижские земли вошли в состав Московского княжества и впервые упоминались в летописях как Кижский погост — объединение деревень.
2. Кижи — небольшой остров, покрытый углистым сланцем. «Кижский чернозем», «северный антрацит», или шунгит, привлекал мастеровых. «Аспидным камнем» красили артиллерийские орудия и лечились. Считалось, что он возвращает молодость. Во второй половине XVII века в Заонежье появился первый завод. Его основателем стал новгородский купец Семен Гаврилов. К концу XVII века на территории Кижского и Шунгского погостов действовало уже пять небольших чугунолитейных и железоделательных заводов
3. Прославиться поселение могло... ножами. Уникальные кижские ножи, практически не ржавеющие и не тупящиеся, — нарасхват шли на Тихвинской ярмарке. Но попытки индустриализации местные крестьяне приняли в штыки. Даже подняли восстание. И всемирную известность одному из 1369 островов Онежского озера принесли два деревянных храма и одна колокольня.

Музей-заповедник «Кижи»

Музей-заповедник «Кижи»

Музей-заповедник «Кижи»
4. Церковь Преображения Господня. Построена три столетия назад. Срубил 22-главый храм неизвестный мастер на месте старой церкви, сгоревшей от удара молнии. Легенда гласит, что в 37-метровом здании нет ни одного гвоздя. Но хоть сруб и построен по русским плотницким канонам, гвозди все же есть — в куполах.
5. Вторит главной достопримечательности Кижей еще один древний храм острова — Покровская церковь. Изящные и стройные пропорции, купола с ажурной короной дополняют величие Преображенского храма. В Покровской зимней церкви службы проводятся с Покрова и до Пасхи.
6. Расписаны иконостасы храмов по северным традициям. Иконы плавно переходят в своды. Небеса — потолочные иконы из Кижского собрания — выставлялись в итальянском музее. Часть уникальной заонежской коллекции представляли в итальянской провинции Потенца в рамках Года русского языка.

Музей-заповедник «Кижи»

Музей-заповедник «Кижи»

Музей-заповедник «Кижи»
7. Архитектурное эхо ансамбля — шатровая колокольня. Здание перестраивалось в ХIХ веке — «за ветхостью». 60 лет колокольня пребывала в безмолвии. С 1929 года колокольный звон был под запретом. И лишь в 1989-м вновь зазвучали все 12 колоколов — девять старинных и три вновь отлитых.
КИЖИ. ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР
8. Кижи как памятник архитектуры попали в поле зрения специалистов в середине ХIХ века. От Академии художеств на острове побывал десант из художников и архитекторов. В 1911 году пейзажист Иегошуа Шлуглейт написал картину «На далеком Севере». Изображение Кижского погоста приобрел император Николай II.
9. Музей под открытым небом. 68 построек со всей Карелии собраны в Кижах. В их числе — один из самых древних деревянных храмов в России: церковь Воскрешения Лазаря до XVI века. В 1966 году Кижи стали музеем, а затем и школой под открытым небом. С мая по сентябрь на остров съезжаются школьники и студенты — изучать этнографию.
Читайте также:
10. Четверть века назад Кижский погост был признан ЮНЕСКО всемирным наследием, одновременно с историческим центром Санкт-Петербурга и Московским Кремлем. Уникальным архитектурный ансамбль назван сразу по трем критериям: как шедевр человеческого созидательного гения, сооружение в гармонии с окружающим ландшафтом и вершина плотницкого мастерства.
Кижи (Кижский погост), Россия — JuicyWorld
Кижский погост (Kizhi Pogost) находится на острове Кижи, Онежского озера (республика Карелия, Россия). Кижи (Kizhi) — это всемирно известный архитектурный ансамбль, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков, окружённых единой оградой (до нашего времени ограда не дошла, но была воссоздана в 1959 году по образцу сохранившихся на Севере бревенчатых оград погостов по проекту академика, архитектора Александра Викторовича Ополовникова).
Кижи воспринимаются многими россиянами, и особенно жителями Карелии как «настоящее восьмое чудо света», которое поистине является уникальным художественным достижением. Две многоглавые церкви и колокольня в единой ограде не только необычно спроектированы и идеально пропорциональны, но и находятся в совершенной гармонии с окружающим ландшафтом.
Кижи, за время своего существования, обросли многочисленными преданиями и легендами. Эти места издавна населяли финские народы. Есть мнение что когда-то на этом месте существовало языческое капище, так как на языке населяющих эти места вепсов слово «кижи» означает «место игрищ». По другому мнению место названо с вепсского слова kiz (kidz) — «мох (растущий на дне водоёмов)».
Известно, что Кижский погост уже в XV веке был центром большого округа, в который входило 130 деревень с 687 дворами на окрестных островах и на Заонежском полуострове. К этому времени, судя по писцовым книгам дьяка Андрея Плещеева, на погосте уже стояли деревянные церкви, предшественники существующих построек.
Церковь Преображения Господня была построена в 1714 году и считается самым знаменитым и выдающемся сооружением ансамбля.
Эта церковь возведена на месте старой (существует предание, что в 1613 году, когда на Заонежье обрушилась волна шведских набегов, кижанам пришлось обороняться в сгоревшей церкви), сгоревшей от удара молнии.. Настоящие имена создателей церкви Преображения Господня неизвестны.
По одной из легенд, эта церковь была построена одним топором (изначально без гвоздей) плотником Нестором. После строительства Нестор выбросил топор в озеро, чтобы никто не смог повторить такую же величественную постройку. Высота церкви — 37 метров. Её прообразом считается Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1708 г.) в Вологодской области.
6 июня 1714 года произошла закладка алтаря церкви. Иконостас четырёхъярусный, составлен из 102 икон. Датировка рамы иконостаса окончательно не определена: вторая половина XVIII века — начало XIX века.
Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы — «Преображение» и «Покров» — датируются концом XVII века и типичны для «северного письма». Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса представляет вторую группу икон, относящуюся ко второй половине XVIII века. Иконы трёх верхних ярусов иконостаса составляют третью группу и датируются первой третью XVIII века, привозные.
Покровская церковь в Кижах возводилась рядом с Преображенской. Построена она в 1764 году (более древняя сгорела в 1694 году). Высота церкви — 27 м, общая длина — 32 м, ширина — 8,7 м.
Шатровая колокольня была построена в 1863 году на месте старой шатровой колокольни, которая была «скрыта за ветхостью» в 1862 году.
В XVII веке, предприниматель из Новгорода Семён Гаврилов начал в этих местах создавать металлургическое производство в заводском масштабе. Найдя медную руду, он в 1660 году строил плавильный завод. В 1669 году начинания Гаврилова было продолжено датскими горнозаводчиками Марселисом и Бутенатом, у которых было уже три завода (два в Шунгье и один в Кижах). К концу XVII века в Кижском погосте прибавилось ещё 2 новых завода.
Заводы строились первоначально как медеплавильные, но вследствие убыточности их переводили на производство железа. Крестьяне относились к строительству и работе заводов крайне враждебно, ввиду масштабного отвода заводчикам земельных участков и лесных угодий под разработку богатых рудами недр, введения для крестьян обязательной работы на заводах, подрыва кустарной добычи и обработки железа, и за принуждение к работам силой не желающих работать на заводах местных жителей. Поэтому неоднократно возникали восстания, которые жестоко подавлялись властями.
Для многих Кижский погост того времени стал известен в XVII веке и за счет продажи на Тихвинской ярмарке прежде всего ножей, именуемых «кижскими».
С XIX это место стало популярным среди русской интеллигенции. В 1867 году, в ходе своей поездки по северным губерниям России остров Кижи посетил академик архитектуры Лев Владимирович Даль. По личному завещанию в 1885 году в Кижах был похоронен сказитель былин Трофим Григорьевич Рябинин. В начале XX века в Кижи ездили многие художники и архитекторы, которые хотели воочию увидеть старинные памятники.
На острове Кижи побывали художники Иван Яковлевич Билибин (в 1904 году), Игорь Эммануилович Грабарь (в 1909 году), архитектор Михаил Витольдович Красовский (в 1916 году). Кижи становятся известными в Российской империи: издаются почтовые открытки с видами Кижского погоста
.
В наше время, 1 января 1966 года на Кижском погосте был основан Государственный историко-архитектурный музей «Кижи», куда помимо существующих построек было свезено большое количество часовен, домов и хозяйственных построек из Заонежья и других районов республики Карелии.
В 1990 году Кижский погост вошёл в Список Всемирного наследия Юнеско, а в 1993 году Указом Президента России музей под открытым небом был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
Все храмы, находящиеся на территории музея-заповедника «Кижи», находятся в составе Спасо-Кижского Патриаршего подворья.
Остров Кижи
Кижи - один из крупнейших островов Республики Карелия. Остров известен своими деревянными церквями, домами и часовнями. Это крупное туристическое место в России и часть Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Остров Кижи имеет размер около 7 км и ограничен 5000 небольшими островами, большинство из которых представляют собой выходы горных пород, протяженностью около 35 км. На острове есть колокольня, 2 массивные деревянные церкви и музей, в котором хранится коллекция деревянных построек, относящихся к историческим временам.
На острове есть несколько деревянных построек, таких как лодки, рыбные домики, сараи, дома, сауны, ветряные мельницы, амбары и часовни. Кроме того, на острове есть две деревни с деревянными домами, где большинство людей здесь - фермеры.
Главная достопримечательность острова - церковь Преображения Господня, построенная в 1714 году. Это деревянная церковь с 22 куполами, покрытая золотыми листьями и религиозными портретами. Высота церкви 37 метров, и это одно из самых высоких бревен в мире.
Колокольня в церкви была пристроена в 1874 году, а стены украшены горизонтально расположенными бревнами, покрытыми деревянными досками. Позже эти деревянные доски были удалены в 1950-х годах и добавлены новые горизонтально расположенные бревна. В настоящее время церковь модернизируется в рамках празднования своего 300-летия, которое состоится в 2014 году.
.Путеводитель по Кижскому погосту, Россия
Элегантные постройки, из которых состоит Кижский погост, создают сказочную сцену на Онежском озере в России.
Элегантные постройки, из которых состоит Кижский погост, создают сказочную сцену на Онежском озере в России.
На острове Кижи, одном из тысячи островов Онежского озера в России, луковичные купола церквей и восьмиугольная колокольня переливаются на солнце.
Расположенные среди лугов, заболоченных берегов и плещущихся водоемов фантастические сооружения, составляющие Кижский погост, создают сказочную картину. Внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году вместе с Историческим центром Санкт-Петербурга, Московским Кремлем и Красной площадью, этот объект считается свидетельством архитектурных и культурных традиций отдаленного региона Карелия.
Хотя изначально этот район был населен финно-угорскими народами, по мере того как русские мигрировали в этот регион на протяжении веков, остров Кижи превратился из места языческих ритуалов в православный центр обширной приходской общины.
.О музее "Кижи" | Музей Кижи
О музее Кижи
КИЖИ - один из крупнейших музеев под открытым небом в России. Это уникальный историко-культурный и природный комплекс, внесенный в Кодекс важнейших объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Основу коллекции музея составляет архитектурный ансамбль Кижского погоста, включенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. С 2014 года для посетителей открыты выставочный зал, музейные коллекции, Инфоцентр, научная библиотека, детская школа «Кижи палитра», расположенные в исторических зданиях города Петрозаводска.
.Кижский погост: самое большое здание в мире, полностью построенное из дерева
Самое большое здание в мире, полностью построенное из дерева (вплоть до гаек и болтов!)
- Зданиям Русской Православной Церкви более 150 лет
- Великолепные строения на западном острове Кижи, возвышаются на высоте 123 футов высокий
Автор Helen Collis
Опубликовано: | Обновлено:
Он противостоял стихиям Земли более 150 лет, и все же эта впечатляющая церковь остается самым высоким деревянным строением в мире.
Великолепное здание полностью выполнено из дерева, от каркаса до заклепок и потрясающего внешнего вида, и демонстрирует, насколько прочен этот строительный материал.
Высотой 123 фута (37,5 м) считается самым высоким полностью деревянным зданием в мире - рекорд, который он сохранил на протяжении всего своего существования.

Невероятно: эта впечатляющая церковь Кижского погоста на острове Кижи на западе России является не только самым высоким полностью деревянным зданием в мире, но и возрастом более 150 лет.

Потрясающе: залитые солнцем старые деревянные купола этой невероятной церкви выглядят серебристыми и декадентскими.

Мастерство: масштабы мастерства, необходимого для создания такого огромного, красивого и целенаправленного деревянного здания, можно полностью оценить только вблизи.
Здания Русской Православной Церкви, называемые Кижским Погостом, находятся в 150 милях к востоку от границы России с Финляндией.По просьбам прихожан деревянные постройки были отремонтированы, но без использования других материалов.
Впечатляющие купола двух церквей возвышаются над окружающей сельской местностью и были призваны привлечь христианскую общину этой удаленной пустыни к одному месту на небольшом острове под названием Кижи на водах Онежского озера.
Церкви были построены в 18 веке, и комплекс был окончательно завершен без забивания ни единого гвоздя или другого металлического крепления в 1862 году, когда была завершена колокольня.

Огромные размеры церкви можно оценить только на фоне крошечных фигурок, рядом с входом слева.


Дизайн: С тех пор немногие деревянные конструкции были построены с таким замысловатым и привлекательным дизайном.

В этот день полностью деревянные постройки на небольшом острове Кижи служат русской православной церковью для окружающих сельских общин
На вершине 22 куполов, называемых куполами, и внутренним сводом в форме пирамиды находятся 102 религиозные иконы 17-го века. и 18 века, отображаемые внутри структуры.
Колокольню создал дальновидный плотник Сысой Осипов, а большая северная церковь Преображения Господня была Меккой для паломников восточной православной церкви.

Кижский погост является настолько редким примером религиозной архитектуры, что церкви, которые до сих пор регулярно используются, были внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Кажется, что внутри церкви мало что изменилось за последнее время. 150 лет, когда основные потребности удовлетворяются базовыми способами.
Самым высоким деревянным сооружением в мире считается ATLAS-I (симулятор передающего самолета для лаборатории вооружений ВВС США) высотой 600 футов недалеко от Альбукерке, Нью-Мексико, США. .Однако это строение времен холодной войны использует металлические детали, чтобы удерживать вместе его огромный деревянный каркас.
Кижский погост является настолько редким примером религиозной архитектуры, что в 1990 году он был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Идиллический: потрясающие религиозные здания увенчаны 22 куполами, называемыми куполами.