Узбеки какая религия
вера у узбеков, исламское движение, другие религии Узбекистана
Узбекистан – многонациональная страна, в которой проживают представители различных религий. Среди жителей встречаются верующие традиционных мусульманских течений, также и приверженцы религиозных меньшинств. Одно время в стране процветало радикальное исламское движение Узбекистана, запрещенное на данный момент. Вероисповедание узбеков часто обусловлено местом их проживания и исторической обстановкой, повлиявшей на то, какая религия заняла господствующее положение. Немногие, искренне верующие люди, делают выбор на основании своих убеждений и из желания угодить Богу.
Вероисповедание узбеков
Ислам в Узбекистане является основной религией в стране. При этом здесь распространены несколько течений. Мусульмане – сунниты по некоторым данным составляют более 90% населения. В Бухаре и Самарканде активно действуют общины шиитов. Суфизм также имеет сторонников среди местного населения. Исторические памятники различных направлений суфизма сохранились до наших дней и впечатляют великолепием. Например, мечеть Ходжи Ахрара, мавзолей Рухабад в Самарканде и прочие.

Мавзолей Рухабад
Почему узбеками принят ислам
До VIII века тюркские народы, населявшие территорию современного узбекского государства, придерживались зороастризма. Но с приходом арабских завоевателей в регионе силой насаждалась новая религия. И хотя местные жители поначалу пытались оказывать яростное сопротивление, вплоть до кровопролитных восстаний, правление различных мусульманских династий брало верх над взглядами народа.
Знаменитый узбек Тамерлан сам исповедовал мусульманство и активно выступал за принятие религии на завоеванных территориях. При правлении Тимура в Ташкенте, в Самарканде и других городах были построены одни из самых значительных культовых сооружений мусульман: мечети, мавзолеи, медресе и т.п.
Когда в 1994 году провели опрос, какую религию исповедуют узбеки, многие причислили себя к мусульманам. Так называемый светский ислам стал популярен с того времени. Его приверженцы формально называют себя мусульманами, но мало знакомы с историей, традициями и верованиями.
Исламское движение Узбекистана
На протяжении длительного периода в СССР насаждался атеизм, большинство религиозных течений находились под запретом и вели подпольную деятельность. После распада СССР и обретения политической независимости в Узбекистане, как и во всех республиках началось стремительное развитие религии. Признание обретали те направления, издавна господствовавшие в стране.
В начале 1990-х годов стали появляться многочисленные исламские группировки, становившиеся все более военизированными. В 1996 году было официально создано исламское движение Узбекистана, как оппозиция действующему правительству государства. Лидером стал Тахир Юлдашев, бывший участник войны в Афганистане.
Исламское движение Узбекистана считается движением исламистского характера. Т.е. в нем преобладает крайне радикальная трактовка учений ислама и стремление утвердить власть с помощью силы (джихада). По сути ИДУ – террористическая организация, представляющая серьезную угрозу безопасности не только в Узбекистане, но и в Средней Азии. Например, организация участвовала в гражданских конфликтах в Таджикистане, Киргизии, Афганистане. В 2002 году стала организатором теракта в Бишкеке, а в 2003 году – в городе Ош. В 2014 году лидеры ИДУ заявили о присоединении к Исламскому Государству.
Представители большинства мусульманских общин высказывали осуждение действиям ИДУ. Ведь они очерняют религию мусульман в глазах мирового сообщества. В Узбекистане деятельность исламского движения запрещена и преследуется законом.
История христианской религии в Узбекистане
В мусульманской стране Узбекистан религия православных и католиков занимает 7% от общего числа религиозных течений. Православие появилось здесь после 1871 года, когда территория была причислена к Российской империи. В это же время построен первый православный кафедральный собор в Ташкенте. В стране сооружено около 40 православных храмов, женский монастырь, духовная семинария.
Уже сто лет, как существует католический храм Иисуса Христа в столице. Но община католиков не так многочисленна.
Активно действуют различные христианские конфессии: Свидетели Иеговы, баптисты, адвентисты, протестанты и другие.
Прочие религии населения Узбекистана
В стране проживают приверженцы таких направлений, как буддизм, иудаизм, бахаизм, кришнаизм и др.
Религия занимает важное место в жизни людей в Узбекистане. Прогрессивные граждане из местного населения считают, что религия – личное дело каждого, и другие должны уважать взгляды соотечественников.

Хотя законодательство гарантирует свободу вероисповедания гражданам, деятельность религиозных меньшинств ограничена. Из доклада, опубликованного на официальном сайте посольства США в Узбекистане, видно, что таким организациям трудно получить официальную регистрацию. В связи с этим издание литературы, проведение богослужебных встреч и попытки нести убеждения в массы притесняются и даже преследуются по закону.
Отправляясь в путешествие в Среднюю Азию, стоит проявлять осторожность и не везти с собой религиозную литературу (мусульманскую или христианскую), за которую положен штраф.
Религия в Узбекистане: какая вера, религиозные конфессии
Республика Узбекистан – многонациональное государство, и её духовным стержнем всегда была вера в Бога. Религиозных взглядов в стране много и зависят они от традиций республики, ценностей и культурного воспитания. Узбекистан и религия – это две неразрывные составляющие национального характера.
С чем Вы готовите самсу?Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.С мясом 81%, 13 голосов
13 голосов 81%
13 голосов - 81% из всех голосов
С овощами 19%, 3 голоса
3 голоса 19%
3 голоса - 19% из всех голосов
С ягодами/фруктами 0%, 0 голосов
0 голосов
0 голосов - 0% из всех голосов
Всего голосов: 16
19.04.2020
×
Вы или с вашего IP уже голосовали.Вероисповедание страны
Выбор конфессии зависит и от этнического состава жителей страны. В азиатских странах религия, которую исповедует большинство проживающих в стране – ислам, в Узбекистане ему отдаётся предпочтение. Государство имеет богатый исторический и духовный опыт. На протяжении нескольких тысячелетий на его территории существовали различные религии и верования. Отношения между верующими не всегда развивались мирно, но находились способы разрешить конфликты.
Религиозные конфессии
Этнический состав Узбекистана представлен 136 национальностями и народностями. Мусульманская вера исповедуется большинством граждан государства и составляет по разным оценкам 92-96% населения. Исповедуется ислам суннитского толка, шиитов среди них – 1%. Но преобладание ислама в Узбекистане не мешает другим религиям мирно развиваться в стране. Конфессиональный состав многообразен и состоит из ещё 16 вероисповеданиями. За исламом следуют христианство, иудаизм, вера бахаи и другие конфессии.
Иудаизм
Верования евреев появилось, задолго до появления ислама. Повсеместного распространения он не получил. Но в городах Самарканд, Бухара, Андижан и Коканд есть крупные диаспоры, которые стали центрами еврейской культуры и традиций для Узбекистана. Здесь построены синагоги, религиозные школы. В основном иудаизм исповедуют бухарские евреи и выходцы из других стран. Иудеи так и не ассимилировались с местными жителями.
После распада СССР (1991 г.) от 15 000 до 20 000 тысяч евреев иммигрировало в Израиль. После отъезда жизнь диаспоры не угасла, а оставшиеся малочисленные общины пользуются серьёзной поддержкой израильского государства. В Узбекистане зарегистрировано 8 иудейских организаций.
Вера Бахаи
Впервые адепты этого религиозного мировоззрения среди узбеков появились в конце XIX в. из Афганистана. Новое мировоззрение в мусульманской стране приняли не сразу. Ислам в Узбекистане не приветствовал далёкую от узбекского образа жизни религию. Не успев окрепнуть, бахаистские общины попали под репрессии со стороны советской власти. На многие годы бахаистам Узбекистана было запрещено совершать культовые обряды, последователи этого учения подвергались наказаниям как, и представители других вероисповеданий.
Обстановка изменилась в 90-е годы XX в., когда был принят закон «О свободе совести и религиозных организациях». В 1994 г. в Узбекистане создаётся Духовное собрание национальных общин Бахаи. С 1992 по 2000 гг. такие объединения появляются в Самарканде, Бухаре, Навои, Карши, Джизаке, Ташкенте, Ахангаране.
Этнический состав бахаистских организаций: узбеки, таджики, русские, украинцы, армяне, татары и другие жители республики. Последователи веры Бахаи происходят из разных семей – мусульманских, православных, католических, иудейских, атеистов.
Однако бахаистов не так много – в пределах тысячи человек. Но всех их объединяет одно, вера в Бога. Бахаулла говорил: «Роза остаётся розой, в каком бы саду она ни цвела». Адепты веры мирно уживаются с представителями других религий. Это ещё одно свидетельство терпимости узбекского народа. В стране зарегистрировано 6 бахаистских общин.
Индуизм
Появление индусов на территории Узбекистана относится к XIV в., когда Тамерлан пригнал из Индии в столицу мастеров по камню для строительства новых дворцов. По разным источникам в XVI в. В Бухаре уже был построен большой индуистский квартал, который продолжал сохраняться вплоть до начала XX в. Сведений о том, что рабы исповедовали индуизм, не сохранилось. В Узбекистане есть близкая к индуизму вера – кришнаизм, зарегистрирована 1 организация — «Ташкентское общество сознания Кришны». Это учение пришло из Индии. Последователи веры проникли в государство в конце 80-начале 90 гг. XX в. Последователями этого движения в основном стала узбекская молодёжь.
Буддизм
Являясь мировой религией, он проник и в государства Средней Азии. С распространением ислама в Узбекистане буддистское вероучение смогло сохраниться только в южных районах – Сурхандарьинская область.
В нынешнем Узбекистане число буддистов увеличилось за счёт дальневосточных эмигрантов. Буддизм – четвёртая по значимости религия среди узбеков. Его исповедует 0,2% корейцев, проживающих в стране. После 1991 г. когда Узбекистан получил суверенитет, буддисты получили права для совершения своего культа, открыли храм (выполнен в традициях Дзен-буддизма). Праздники, которые отмечаются связаны с корейским буддийским календарём. В пределах государства находится около 20 памятников этой веры.
Зороастризм
Территория Средней Азии, на которой расположен и Узбекистан, в далёкие времена была тем местом, где пересекались торговые пути и религии. Религиозное направление затронуло тогда незначительную территорию (Хорезмская область), но оставила после себя много зороастрийских памятников – 38, 17 из которых расположены в Хорезмском оазисе.
Почему же эта древняя религия до сих пор оставляет след в истории узбекского народа? Древний Хорезм создал мощное государство с высокой духовностью. В религиозном учении проповедовалось равноправие, свобода, добро, поэтому зороастризм оставил такой глубокий след в истории культуры многих народов, являясь и первой монотеистической религией. В Средней Азии тогда было только многобожие. Зороастризм в Хорезме не имел своей церкви и адептов, хотя и отмечались единичные случаи обращения в эту веру.
Узбеки хранят памятники религии, находящиеся в Самарканде, Бухаре, Хорезмской области. Наследие зороастрийской традиции можно увидеть в праздновании Навруза (отмечается 21 марта). На флаге государства– зороастрийская птица Хумо (Семург).
Атеизм
Атеизм как государственная политика в СССР ставила своей целью уничтожение влияние религии на сознание людей. Надо сказать, она принесла результаты. По всей стране закрывались церкви, мечети, синагоги, молитвенные дома, изгонялись служители. Запрещалась церковная литература, разгонялись общины и руководители. Ислам и другие конфессии в Узбекистане тоже подверглись преследованиям.
С момента обретения независимости положение в республике изменилась. Религиозная жизнь постепенно, но уверенно вернулась в прежние рамки. Атеисты в Азии встречаются в молодёжной среде, да и то, громко о своих позициях они не заявляют. Сколько процентов составляют атеисты никто не считал. Есть мнение, что в Узбекистане, как и во всех азиатских странах, человека скорее назовут агностиком (верящим, что есть высшая сила), чем неверующим. Узбеки веротерпимы, поэтому и атеизм не запрещается. Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский, Владимир так пишет: «Толерантность – это способность человека, а также сообщества и государства «слышать» и уважать мнение других…».
Христианство
Второй по последователям в Узбекистане считается христианская вера, которая появилось там задолго до утверждения мусульман. Вера представлена всеми направлениями – православием, католицизмом, протестантизмом. Наибольшее количество христиан исповедует православие, затем следуют протестанты и католики. Всего христианских организаций зарегистрировано 119.
Жизнь православных общин, возобновившаяся после 90 г. XX века наполнена повседневной работой. Наместник Свято-Георгиевского мужского монастыря Чирчика игумен Нектарий (Блинов) так характеризует состояние православия: «То количество русскоязычного населения, которое сейчас проживает в Узбекистане, ещё большое, поэтому не могу сказать, что число прихожан уменьшается. Где-то на периферии наблюдается спад приходов, но это не носит массовый характер. Не стоит забывать, что в стране не актуальна проблема демографии, поэтому несмотря на постоянную миграцию, баланс всегда поддерживается. Не все русскоязычные – этнические русские, белорусы, украинцы, корейцы и другие ходят в православный храм. Но многие из них со временем приходят к православию. В результате на место прихожанина, уехавшего в другую страну на постоянное место жительства, приходит другой».
Протестантские общины имеют мощную поддержку со стороны США, Германии и Южной Кореи. В организациях активно ведётся миссионерская и прозелитическая деятельность, но, исследователи утверждают, она не угрожает узбекским мусульманам. Несколько процентов христиан-протестантов, не повлияют на преобладающее мусульманское население. Католических общин мало и есть всего один костёл.
Отношения государства и религии
Взаимодействие государства и религии строятся на равных правах. В основу этих взаимоотношений положен принцип соблюдения свободы совести, право на создание и вступление в религиозные организации, невмешательство государства в жизнь верующих (ст. Конституции – 31,34,56,58). Данные положения подтверждаются и законом Республики «О свободе совести и религиозных организациях» (1998). Принцип веротерпимости лежит в основе религиозного взаимодействия. Государство заинтересовано в сохранении межконфессионального общения и религиозной терпимости. Узбекистан провозглашается светским государством.
В отношениях органов власти и конфессий есть чёткое понимание того, что религия – это часть духовной культуры узбекского народа, которая способствует в деле возрождения, исконных традиций и ценностей коренного населения. На исламскую религию, как культурообразующую возлагается большая ответственность за сохранение мира всех вероисповеданий.
Для совместных действий в государстве создан при Комитете по делам религий Совет по делам конфессий. В него входят представители всех вероисповеданий Узбекистана. Межконфессиональный мир и стабильность в стране, одна из главных задач в вопросах религиозного строительства. С этой целью проводятся многочисленные совещания, конференции, симпозиумы где решаются важнейшие вопросы жизни религиозных организаций.
Государство помогает строить и восстанавливать культовые здания, храмы, костёлы, мечети, синагоги. Показателем таких взаимоотношений стала презентация Корана со шрифтом Брайля (для слепых) в 2004 г. Узбекистан третьим государством в мире создал для людей с ограниченными возможностями такой Коран.
Заключение
Завершая обзор, следует сказать, что Республика с достоинством прошла испытание историей. Религиозная жизнь в стране возродилась. Удалось достичь межконфессионального согласия. Толерантность стала нормой. Государство создало все правовые условия для полноценного функционирования религий в Республике. Ислам в Узбекистане выполняют ведущую роль в религиозной жизни страны.
Какая здесь религия? Узбекистан, его духовные традиции и история
Наверное, не каждый житель нашей страны может блеснуть познаниями в области истории Узбекистана. Сегодня эту страну мы знаем в основном по приезжающим к нам мигрантам, которые готовы трудиться на самых низкооплачиваемых должностях.
А между тем, эта страна со своей древней историей и культурой. Конечно же, есть здесь и главная религия, Узбекистан – страна мусульманская, хотя и представителей других конфессий здесь также можно встретить.
Современное состояние
Сегодня, согласно статистическим данным, около 88% населения страны исповедует ислам. Это коренные жители Узбекистана, а также представители тюркоязычных народов. Узбеки являются мусульманами-суннитами ханафитского толка (следует отметить, что суннитов в мусульманском мире гораздо больше, чем шиитов, более того, эти два направления ведут между собой ожесточенную борьбу).
Поэтому на вопрос о том, какая религия в Узбекистане главенствует сегодня, мы можем дать уверенный ответ: это мусульманство суннитского толка.
Другие конфессии
Остальные конфессии здесь следующие: православные христиане, представленные русскими, которые так и не уехали из этой страны после развала СССР, поляками, исповедующими католицизм (польские семьи ссылали в Среднюю Азию в прошлом веке, поэтому они тут и остались). Есть здесь и бухарские евреи, исповедующие иудаизм, как и их далекие предки. Представлены и адепты современных протестантских течений: баптисты, лютеране, адвентисты и прочее.
Таким образом, у каждого в этой стране своя религия, Узбекистан, согласно Конституции, оставляет за своими гражданами право на свободу вероисповедания.
История христианской религии в Узбекистане
Традиционно на территории современного Узбекистана проживали разные народы. Исповедовали они свои языческие культы. С V века нашей эры на эту землю пришло христианство, известное как согдиана. Однако оно было практически полностью уничтожено в Средние века, когда мусульманство стало утверждать себя.
Только в XIX веке, когда Российская империя, пытаясь предотвратить захват этих земель англичанами и замыкания английской экспансии у своих границ, завоевала эти земли, в Узбекистане стали открываться православные храмы. Предназначались они для русских и для тех людей из местных, которые захотят принять христианство. Однако таких было ничтожно мало. А российское правительство по своей традиции не неволило своих новых подданных. В связи с этим переходов из мусульманства в христианство было очень мало.
Поэтому и сегодня здесь так мало представлена христианская религия, Узбекистан – это государство, народы которого сначала были язычниками, а потом, повинуясь воле хана, приняли магометанство.
Почему здесь был принят ислам?
Нельзя забывать, что мощнейшее государство Средневековья – Золотая Орда частично занимала территории современного Узбекистана.
Поэтому и была здесь принята мусульманская религия, Узбекистан как государство не возник бы, если бы великие ордынские ханы не задумывались над вопросами о том, как им духовно скрепить свою страну.
Духовный переворот совершил хан по имени Узбек. Он-то и отказался от родовой языческой религии, согласно которой существует множество богов, которым нужно поклоняться, став первым мусульманином в своей стране.
К слову сказать, существует легенда о том, что наш благоверный князь Александр Невский, зная, что враги, напавшие на Русь – язычники, пытался склонить хана Орды к принятию христианства. Однако свита хана, узнав о намерениях русского князя и не принимая христианства за его чересчур милосердное отношение к людям, отравила великого русского полководца и дипломата.
Как знать, если бы удалось Александру Невскому совершить задуманное, была ли сейчас такая страна на карте мира под названием Узбекистан, религия которой теперь уже неизменна?
История Узбека
Итак, хан Узбек, позже взявший себе исламский титул Султан Гийас ад-Дин Мухаммед жил в начале 14 века. Он являлся наиболее известным ханом Золотой Орды, значительно укрепившим могущество государства.
Религия Узбекистана до ислама – это смесь родовых поверий и традиционных культов, которые тормозили развитие Золотой Орды. Нужно было срочно что-то предпринимать. И хан Узбек понял, что ему предстоит сделать серьезный выбор в своей жизни.
Дело в том, что Узбек не был прямым получателем ордынского престола. Власть он захватил путем убийства законных наследников трона.
Хану помогали те, кто мечтал об исламизации этого региона. Началась ожесточенная борьба за религиозное будущее страны, в которой победили не сторонники родовой религии, а сторонники мусульманизации Орды. К слову сказать, ислам всегда побеждал огнем и мечом, с самого его появления в 6 веке нашей эры (даже Мухаммед был хорошим полководцем, а уж о 4 великих визирях и говорить не приходится). Ислам Узбек принял в 1320 году.
Сопротивление его решению среди татаро-монгольской верхушки было огромным. Так, ему пришлось казнить около 120 своих прямых родственников из рода чингизидов, чтобы утвердить новую веру.
Желание сделать своих подданных правоверными было продиктовано прагматическими интересами хана. Он стремился во что бы то ни стал укрепить свою власть. Как знать, думал ли он, что его именем через много веков назовут страну Узбекистан, религия которой будет ему так близка?
Ислам сегодня
Сегодня Средняя Азия представляет собой зону напряженности. Связано это с тем, что рядом с ней происходят кровавые события, густо замешанные на еретическом учении, которое претендует на роль истинного мусульманства. Называется это учение ваххабизм. Его исповедуют члены секты, более известной как ИГИЛ. Члены этой секты стремятся покорить все народы, переучив их на свой лад. Средняя Азия представляет для них лакомый кусок. Поэтому проблема, состоящая из трех составляющих: «Узбекистан - религия – ислам» в настоящий момент как никогда актуальна.
Религия в Узбекистане - Religion in Uzbekistan

Ислам - преобладающая религия в Узбекистане . Это 92% населения.
Религиозность и конфессии
Согласно Глобальному индексу религиозности и атеизма WIN-Gallup International за 2012 год, 79% респондентов из Узбекистана , принявших участие в опросе, считают себя религиозными людьми , еще 16% заявили, что они не религиозны , 2% убеждены в атеистах и 3% не поставил галочку в поле ответа .
На 1 июня 2010 г. было зарегистрировано 2225 религиозных организаций 16 конфессий:
Советское время
Государственный атеизм был официальной политикой Советского Союза и других марксистско-ленинских государств. Советский Союз использовал термин госатеизм, слоговое сокращение от слов «государство» (gosudarstvo) и «атеизм» (атеизм), для обозначения политики экспроприации религиозной собственности, публикации информации против религии и официальной пропаганды антирелигиозной материалы в системе образования. К концу 1980-х Советскому Союзу удалось ограничить религию в Узбекистане, устранив ее внешние проявления: закрытие мечетей и медресе; запрет религиозных текстов и литературы; объявление вне закона религиозных лидеров и общин, не санкционированных государством.
С момента обретения независимости
Узбекистан - светское государство, и статья 61 его конституции гласит, что религиозные организации и объединения отделены от государства и равны перед законом. Государство не может вмешиваться в деятельность религиозных объединений. В начале 1990-х годов с окончанием советской власти большие группы исламских миссионеров, в основном из Саудовской Аравии и Турции, прибыли в Узбекистан для пропаганды суфийских и ваххабитских толкований ислама. В 1992 году в городе Наманган группа радикальных исламистов, получивших образование в исламских университетах Саудовской Аравии, взяла под свой контроль здание правительства и потребовала, чтобы президент Каримов объявил исламское государство в Узбекистане и ввел шариат в качестве единственной правовой системы. Однако режим победил и в конечном итоге нанес серьезный удар по группировкам исламских боевиков, лидеры которых позже бежали в Афганистан и Пакистан и позже были убиты в боях с силами коалиции. В 1992 и 1993 годах около 50 миссионеров из Саудовской Аравии были изгнаны из страны. Суфийские миссионеры тоже были вынуждены прекратить свою деятельность в стране.
ислам
Среди жителей больше суннитов, чем мусульман- шиитов . Ислам был принесен предкам современных узбеков в 8 веке, когда арабы пришли в Среднюю Азию. Первоначально ислам утвердился в южных частях Туркестана, а затем постепенно распространился на север. Исламские обычаи были широко приняты правящей элитой, и они начали покровительство ученых и завоевателей, таких как Мухаммад аль-Бухари , Ат-Тирмизи , аль-Бируни , Авиценна , Тамерлан , Улугбег и Бабур . В XIV веке Тамерлан построил множество религиозных сооружений, в том числе мечеть Биби-Ханым . Он также построил одно из своих лучших зданий на могиле Ахмеда Есеви , влиятельного тюркского суфийского святого, который распространял суфизм среди кочевников. Ислам также распространился среди узбеков с обращением Узбек-хана. Он был обращен в ислам под влиянием Ибн Абдул Хамида, бухарского сайида и шейха ордена Ясави . Узбек продвигал ислам в Золотой Орде и способствовал распространению мусульманской миссионерской работы по Центральной Азии . В конечном итоге ислам позволил хану ликвидировать межфракционную борьбу в Орде и стабилизировать государственные институты.
В советское время Москва сильно исказила понимание ислама среди населения Узбекистана и создала конкурирующие исламские идеологии среди самих жителей Центральной Азии. Правительство спонсировало официальные антирелигиозные кампании и жесткие репрессии против любых намеков на исламское движение или сеть, неподконтрольную государству. {{citation required span | Более того, многие мусульмане подверглись интенсивной русификации . В Узбекистане конец советской власти вызвал не всплеск исламского фундаментализма , как многие предсказывали, а скорее религиозное возрождение среди населения. В настоящее время, согласно отчету Pew Research Center , 96,3% населения Узбекистана составляют мусульмане.
христианство
До появления ислама в современном Узбекистане были общины восточных христиан, в том числе ассирийцев (исторически связанных с несторианством ) и якобитов (исторически связанных с миафизитством ). Между VII и XIV веками несторианские общины были основаны исключительными миссионерскими усилиями на территории современного Узбекистана. Крупные христианские центры возникли в Бухаре и Самарканде. Среди артефактов, обнаруженных в Центральной Азии, многие монеты с крестами на них были найдены в окрестностях Бухары, в основном датируемых концом седьмого или началом восьмого веков. Фактически, около Бухары было найдено больше монет с христианскими символами, чем где-либо еще в Центральной Азии, что наводит на мысль, что христианство было религией правящей династии или даже государственной религией в княжестве, где были выпущены эти монеты. Приводится несколько дат назначения первого епископа в Самарканде, включая патриархаты Ахая (410-415), Шилы (505-523), Иешуяба II (628-643) и Салиба-Заха (712-728). За это время до арабского вторжения христианство стало, после зороастризма, второй по силе религиозной силой на территории. Марко Поло, прибывший в Ханбалык в 1275 году, во время своих путешествий встречал несториан в самых разных местах, включая Среднюю Азию. Поло описывает здание большой церкви, посвященной Иоанну Крестителю в Самарканде, воздвигнутой в честь обращения Чагатаидского хана в христианство. После арабского вторжения несторианцы были обязаны платить подушный налог, взимаемый в обмен на привилегию поддерживать свою религию, им было запрещено строить новые церкви и выставлять крест на публике. В результате этих и других ограничений некоторые христиане приняли ислам. Среди других факторов были такие, как чума, охватившая по крайней мере район Йети Су около 1338-1339 годов, которая, вероятно, уничтожила там большую часть христианского сообщества, а также экономические преимущества обращения в ислам для тех, кто участвовал в торговле, со времен Великого шелкового пути. торговля к этому времени была почти полностью в руках мусульман. Кроме того, Руй Гонсалес де Клавихо, испанский посол при дворе Тимура, упоминает христиан-несториан, христиан-якобитов, армян-христиан и греческих христиан в Самарканде в 1404 году. Однако последующие преследования во время правления внука Тимура Улугбека (1409-1449) привели к этот остаток полностью уничтожен.
Христианство вернулось в регион после русского завоевания в 1867 году, когда в крупных городах были построены православные церкви для обслуживания русских и европейских поселенцев и офицеров. Сегодня большинство христиан в Узбекистане - этнические русские , исповедующие православие .
Есть также общины католиков , в основном этнических поляков . Католическая церковь в Узбекистане является частью всемирной католической церкви, под духовным руководством Папы в Риме. Различные религиозные ордена, такие как францисканцы и благотворительные миссионеры матери Терезы, присутствуют в стране и помогают в таких мероприятиях, как уход за бедными, заключенными и больными.
Список католических приходов в Узбекистане | |
---|---|
1 | Римско-католическая церковь Собора Святого Сердца, Ташкент |
2 | Римско-католическая церковь Святого Иоанна Крестителя, Самарканд |
3 | Римско-католическая церковь Святой Марии, Фергана |
4 | Римско-католическая церковь Святого Апостола Андрея, Бухара |
5 | Римско-католический костёл Пресвятой Богородицы, Матери Милосердия, Ургенч |
Протестанты составляют менее одного процента населения. Евангелическо-лютеранская церковь в Узбекистане состоит из семи приходов. Резиденция епископа находится в Ташкенте. Исследование 2015 года оценивает некоторых верующих во Христа из мусульманского происхождения в стране, большинство из которых принадлежат к той или иной евангелической или харизматической протестантской общине.
Иудаизм
Число евреев в Узбекистане скорректировано в сторону увеличения до 5 000 в 2007 году, что составляет 0,2% от общей численности населения. В Узбекистане осталось лишь незначительное меньшинство бухарских евреев .
Вера Бахаи
Вера Бахаи в Узбекистане началась в жизни Бахауллы , основателя религии. Приблизительно в 1918 году в Ташкенте проживало около 1900 бахаи . К периоду советской политики угнетения религии общины сжались - к 1963 году во всем СССР насчитывалось около 200 бахаи. Мало что известно об этом периоде, но религия снова начала расти в 1980-х годах. В 1991 году было избрано Национальное духовное собрание бахаи Советского Союза, но его быстро разделили между собой бывшие члены. В 1994 году было избрано Национальное духовное собрание Узбекистана. В 2008 году правительство зарегистрировало восемь местных духовных собраний бахаи или более мелких групп, хотя в последнее время также были совершены рейды и изгнания.
индуизм
В Узбекистане зарегистрирована одна группа Харе Кришна.
буддизм
Многие реликвии буддизма были обнаружены на территории современного Узбекистана, что свидетельствует о широком распространении этой религии в античные времена. Большинство буддийских реликвий находится в районе, называемом бактрия или тохарестан , на юго-востоке Узбекистана, недалеко от границы с таджикистаном и афганистаном (Термез, Сурхандарьинская область).
Зороастризм
Древняя доисламская религия Узбекистана - зороастризм сохранилась до наших дней, и ее исповедуют 7 400 человек в Узбекистане.
Обряд очищения огнем, практика, которую проводят зороастрийцы, чтобы предотвратить заражение храма и священного огня их «грязным дыханием», хотя и в некоторой степени измененный, все еще практикуется некоторыми узбеками. Когда сразу после свадебной церемонии невесту приводят в дом ее молодого мужа, молодожены трижды обходят вокруг костра, как бы очищаясь. И только после этого ритуала жених берет невесту на руки и уносит в свои покои.
Атеизм
Согласно Глобальному индексу религиозности и атеизма WIN-Gallup International за 2012 год, 2% респондентов, принявших участие в опросе, были убежденными атеистами .
Ссылки
Какая здесь религия? Узбекистан, его духовные традиции и история : Labuda.blog
07.08.2020 Евфросин Псковский Религия

Наверное, не каждый житель нашей страны может блеснуть познаниями в области истории Узбекистана. Сегодня эту страну мы знаем в основном по приезжающим к нам мигрантам, которые готовы трудиться на самых низкооплачиваемых должностях.
А между тем, эта страна со своей древней историей и культурой. Конечно же, есть здесь и главная религия, Узбекистан – страна мусульманская, хотя и представителей других конфессий здесь также можно встретить.
Современное состояние
Сегодня, согласно статистическим данным, около 88% населения страны исповедует ислам. Это коренные жители Узбекистана, а также представители тюркоязычных народов. Узбеки являются мусульманами-суннитами ханафитского толка (следует отметить, что суннитов в мусульманском мире гораздо больше, чем шиитов, более того, эти два направления ведут между собой ожесточенную борьбу).
Поэтому на вопрос о том, какая религия в Узбекистане главенствует сегодня, мы можем дать уверенный ответ: это мусульманство суннитского толка.

Другие конфессии
Остальные конфессии здесь следующие: православные христиане, представленные русскими, которые так и не уехали из этой страны после развала СССР, поляками, исповедующими католицизм (польские семьи ссылали в Среднюю Азию в прошлом веке, поэтому они тут и остались). Есть здесь и бухарские евреи, исповедующие иудаизм, как и их далекие предки. Представлены и адепты современных протестантских течений: баптисты, лютеране, адвентисты и прочее.
Таким образом, у каждого в этой стране своя религия, Узбекистан, согласно Конституции, оставляет за своими гражданами право на свободу вероисповедания.
История христианской религии в Узбекистане
Традиционно на территории современного Узбекистана проживали разные народы. Исповедовали они свои языческие культы. С V века нашей эры на эту землю пришло христианство, известное как согдиана. Однако оно было практически полностью уничтожено в Средние века, когда мусульманство стало утверждать себя.

Только в XIX веке, когда Российская империя, пытаясь предотвратить захват этих земель англичанами и замыкания английской экспансии у своих границ, завоевала эти земли, в Узбекистане стали открываться православные храмы. Предназначались они для русских и для тех людей из местных, которые захотят принять христианство. Однако таких было ничтожно мало. А российское правительство по своей традиции не неволило своих новых подданных. В связи с этим переходов из мусульманства в христианство было очень мало.
Поэтому и сегодня здесь так мало представлена христианская религия, Узбекистан – это государство, народы которого сначала были язычниками, а потом, повинуясь воле хана, приняли магометанство.
Почему здесь был принят ислам?
Нельзя забывать, что мощнейшее государство Средневековья – Золотая Орда частично занимала территории современного Узбекистана.
Поэтому и была здесь принята мусульманская религия, Узбекистан как государство не возник бы, если бы великие ордынские ханы не задумывались над вопросами о том, как им духовно скрепить свою страну.
Духовный переворот совершил хан по имени Узбек. Он-то и отказался от родовой языческой религии, согласно которой существует множество богов, которым нужно поклоняться, став первым мусульманином в своей стране.

К слову сказать, существует легенда о том, что наш благоверный князь Александр Невский, зная, что враги, напавшие на Русь – язычники, пытался склонить хана Орды к принятию христианства. Однако свита хана, узнав о намерениях русского князя и не принимая христианства за его чересчур милосердное отношение к людям, отравила великого русского полководца и дипломата.
Как знать, если бы удалось Александру Невскому совершить задуманное, была ли сейчас такая страна на карте мира под названием Узбекистан, религия которой теперь уже неизменна?
История Узбека
Итак, хан Узбек, позже взявший себе исламский титул Султан Гийас ад-Дин Мухаммед жил в начале 14 века. Он являлся наиболее известным ханом Золотой Орды, значительно укрепившим могущество государства.
Религия Узбекистана до ислама – это смесь родовых поверий и традиционных культов, которые тормозили развитие Золотой Орды. Нужно было срочно что-то предпринимать. И хан Узбек понял, что ему предстоит сделать серьезный выбор в своей жизни.
Дело в том, что Узбек не был прямым получателем ордынского престола. Власть он захватил путем убийства законных наследников трона.

Хану помогали те, кто мечтал об исламизации этого региона. Началась ожесточенная борьба за религиозное будущее страны, в которой победили не сторонники родовой религии, а сторонники мусульманизации Орды. К слову сказать, ислам всегда побеждал огнем и мечом, с самого его появления в 6 веке нашей эры (даже Мухаммед был хорошим полководцем, а уж о 4 великих визирях и говорить не приходится). Ислам Узбек принял в 1320 году.
Сопротивление его решению среди татаро-монгольской верхушки было огромным. Так, ему пришлось казнить около 120 своих прямых родственников из рода чингизидов, чтобы утвердить новую веру.
Желание сделать своих подданных правоверными было продиктовано прагматическими интересами хана. Он стремился во что бы то ни стал укрепить свою власть. Как знать, думал ли он, что его именем через много веков назовут страну Узбекистан, религия которой будет ему так близка?

Ислам сегодня
Сегодня Средняя Азия представляет собой зону напряженности. Связано это с тем, что рядом с ней происходят кровавые события, густо замешанные на еретическом учении, которое претендует на роль истинного мусульманства. Называется это учение ваххабизм. Его исповедуют члены секты, более известной как ИГИЛ. Члены этой секты стремятся покорить все народы, переучив их на свой лад. Средняя Азия представляет для них лакомый кусок. Поэтому проблема, состоящая из трех составляющих: «Узбекистан — религия – ислам» в настоящий момент как никогда актуальна.
Источник: fb.ru
Религии и языки в Узбекистане
Родным для более чем 80% от общего числа местного населения Узбекистана является именно узбекский язык. Проживают на территории страны, в основном, этнические узбеки, остальная же часть местного населения называет родным для себя различные языки соседних государств. В целом, на языковую картину Республики повлияли большей частью политические и исторические события, которые происходили на территории страны в прошлом веке. Современный узбекский язык относится к лингвистическим направлениям тюркского или же алтайского языка. Однако, различные специалисты по-разному классифицируют лингвистическую единицу, находя в ней особенности, которые очень трудно самостоятельно определить даже носителям и коренным узбекам. 1. Нелегальный обмен валют запрещён законом, поэтому лучше не менять деньги на улице. Обмену часто не подлежат мятые или грязные купюры, а также …Открыть Одним из самых распространенных языков в восточной группе тюркских лингвистических единиц является именно узбекский, наравне с турецким. По своей основной грамматике и по словарному набору узбекский связан с уйгурском языком, который сейчас распространён в Поднебесной. Некоторые же фразы и предложения, которые были со временем внедрены в языковую единицу, были позаимствованы из древнего арабского, русского и даже языка персов. К слову, сильное влияние последнего языка чувствуется именно в фонетическом русле. Говоря об узбекском языке, стоит отметить одну из его основополагающих характеристик – отсутствие созвучности гласных, которая называется сингармонизм. Специалисты уже давно нашли объяснение этому феномену, ведь в основе узбекского лежит ферганское наречие. На сегодняшний день в стране присутствует четыре отдельных диалектизма узбекского языка. Самым крупным из которых является северный узбекский, который распространён в южных регионах государства и относится к карамуртской группе. А в центре и в восточных городах Узбекистана используют другой диалект, который по своему строению больше относится к чагатайскому языку. На северо-западе используется туркменский и хорезмский диалект узбекского языка, в некоторых регионах используется даже кыпчакский говор, который характерен для Средней Азии. Для своей письменности узбекский язык использует арабский алфавит, хотя в начале прошлого столетия некоторое время использовалась латиница. Копирайт www.orangesmile.com Древние города, солнечные пляжи и вздымающиеся ввысь горы, колорит восточных базаров, разнообразие развлечений в Узбекистане сделают путешествие в …
Открыть Одним из самых распространённых не государственных языков в стране является русский и таджикский язык. В последнее время особое распространение получает английский язык. Во времена СССР и узбекский, и русский язык обладали равными статусами на территории Республики. Однако уровень знаний населения был неоднородным. Русское население очень плохо владело узбекским, тогда как узбеки очень хорошо разговаривали и даже читали на русском языке. После распада СССР в Узбекистане русский стал считаться языком для межнационального общения и свой статус сохранял вплоть до конца прошлого века. Однако, в новой редакции русская лингвистическая единица не является государственной, хотя некоторые учебные заведения до сих пор ведут преподавание именно на русском. Всего 5 лет назад правительство решило вновь дать русскому языку развитие в стране и некоторые документы от государственных ведомств стали издавать именно на русском, наравне с узбекским. В Конституции Узбекистана прописан закон, предоставляющий каждому гражданину право выбора религиозной конфессии, которую он желает исповедовать. Закон гарантирует равенство между религиозными направлениями. Несмотря на это, в стране преобладает относительно однородное религиозное положение. Более 93% от общего числа местного населения по данным на прошлый год исповедуют ислам, большинство из них считаются прихожанами ханафитского мазхаба. На втором и третьем месте находятся христиане и иудеи, которых большей частью представляют бухарские евреи. Христиане представлены православными, хотя есть и небольшие общины католиков, которые считают себя прихожанами римско-католической церкви. Около четырёх тысяч верующих считают себя баптистами, менее двух тысяч адвентистами. Неповторимый шоппинг по-узбекски способен поразить даже самых взыскательных туристов, придав поездке экзотический восточный колорит. Оказавшись в …
Открыть В последнее время особого развития в Ташкенте получило общество Кришны, а историки не перестают находить на археологических раскопках различные символы из религии буддизма, что говорит о том, что ранее на территории современного государства процветала именно это конфессия. По данным на прошлый год в стране зарегистрировано более двух с половиной тысяч различных религиозных организаций, которые представляют 17 различных конфессий. Ислам зародился на территории Средней Азии ещё в начале 8 века с приходом Арабского Халифата. Становление религии проходило достаточно тяжело, однако, на данный момент она полностью отделена от государства. Хотя, многие активисты Узбекистана нередко именно религиозные каноны берут за основу для массовых беспорядков. Этот материал o религии и языках в Узбекистане защищен законом об авторских правах. Его использование приветствуется, но только при условии указания источника с прямой ссылкой на www.orangesmile.com.
Религия в Узбекистане
Религии в Узбекистане
Узбекистан - светское государство, в котором вместе проживают представители разных религий и конфессий. По официальным данным, сегодня в стране зарегистрировано 2225 религиозных организаций, 16 различных религиозных конфессий. Этот разнообразный этнический образ Узбекистана свидетельствует о высокой терпимости к вопросу религии в стране. Конституция Узбекистана защищает свободу вероисповедания. Каждый имеет право исповедовать или не исповедовать любую религию.(Статья 31)
Ислам суннитского толка является доминирующей религией в Узбекистане, который составляет 93% населения страны, за исключением 1% мусульман-шиитов, в основном проживающих на территории Бухары и Самарканда.
Христианство - другая религия, у большинства последователей есть оба течения: православие (4%) и католицизм (% 3).
В 2011 году Русская Православная Церковь отметила свое 140-летие в Центральной Азии, которое состоялось в Узбекистане.Православное христианство пришло на эти земли в 1871 году после присоединения к Российской империи по указу российского императора Александра II по решению святого Синода о создании независимой Ташкентско-Туркестанской епархии. В том же году при Ташкентской больнице была основана церковь. Сегодня он превратился в прекрасный Свято-Успенский собор - главный храм Ташкентской епархии. Большинство верующих посещают это святое место, хотя в Ташкенте мало других церквей (д.г., церковь Александра Невского на Боткинском кладбище, церковь Патриарха Ермогена, церковь Великого князя Владимира). Есть много старинных церквей и в других городах Узбекистана. В Самарканде есть собор Святого Алексея, в Коканде - церковь Казанской иконы Божией Матери и другие.
Также в Ташкенте открыт Свято-Николаевский женский монастырь, первый в Средней Азии, и Ташкентская духовная семинария.
По статистике, в первом полугодии 2014 года в Узбекистане насчитывалось 38 православных церквей и более 600 тысяч православных христиан.
Католическая конфессия в Узбекистане не так уж и многочисленна, хотя католическая церковь (Костел) Пресвятого Сердца Иисуса Христа существует уже почти столетие и является одной из главных достопримечательностей столицы.
церквей других значительных конфессий включают Армянскую апостольскую церковь и еврейские синагоги. Говоря о синагогах, стоит отметить бухарских евреев - группу еврейского народа, проживающего на территории Средней Азии, в основном в Бухаре.Отсюда и название. Еврейская община Бухары упоминается в писаниях 13 века. Они жили в отдельных кварталах и занимались ткачеством, крашением и мелкой торговлей. Позже бухарские евреи начали селиться диаспорами в Самарканде, Коканде и Андижане. За последние несколько веков им удалось сохранить свой язык, веру и традиции.
Религия - Полезные ссылки:
Суфизм
Религиозные туры в Узбекистан
Основные религиозные памятники Ташкента:
.узбеков - радушный и добродушный народ со своей историей происхождения
Особая доброта, приветливость и гостеприимство узбекского народа давно у всех на слуху. Но компания Peopletravel еще раз покажет вам богатую историю, культуру, духовную жизнь и радушие узбекского народа; и предлагает уникальные поездки в Узбекистан, чтобы не только узнать, но и увидеть людей изнутри.
Узбеки чрезвычайно гостеприимны и трудолюбивы
Какие черты присущи узбекам, не смотря на то, какой они национальности? Во-первых, это трудолюбие.Людям удается выращивать хорошие урожаи почти в пустынных районах. Соответственно, узбеки скромно называют себя самыми усидчивыми в Средней Азии.
Привязанность к семейной жизни и традиционализм присущи узбекскому народу. Члены одной семьи поддерживают друг друга, чтят и уважают старших. Кроме того, каждый член семьи знает свой статус в социальной иерархии и навязанные правила поведения: нужно проявлять уважение к старшим, прикладывая руку к сердцу, и обязательно быть в официальных отношениях со старшими.
Чувство долга, терпение и оптимизм - отличительные черты узбеков.
Оседлый образ жизни выработал особенно бережное отношение к жилью, суду, поражая своей чистотой. Необходимо было систематически подметать не только комнату и двор, но и за воротами.
Гостеприимство жителей Узбекистана - визитная карточка страны
Одна из главных особенностей узбеков - радушие. Способность быть хозяином у узбеков больше ценится, чем богатство стола или семейный доход.Не выступать в роли хозяина - значит опозорить семью, род, махаллю (квартал города в Средней Азии) и деревню.
В Узбекистане верят, что необходимо впускать любого гостя в дом и всячески проявлять гостеприимство, ведь сам Аллах может стучать в подобии чужого.
Почетных гостей встречают у ворот хозяев. Обычно руки пожимают только мужчины. Во время рукопожатия мужчины взаимно интересуются здоровьем и положением дел. Женщин приветствуют легким кивком правой рукой к сердцу.
Считается дурным тоном отказываться от приглашения на обед или ужин либо приходить слишком поздно. Гости обычно не приходят без сувениров для хозяев и сладких подарков для детей. При входе в дом необходимо снимать уличную обувь. Сам хозяин дома должен попросить гостей сесть.
Ни один разговор не начнется без чашки чая и разнообразных угощений. В Узбекистане любят хорошо и вкусно поесть. Почетное место в системе кормления принадлежит хлебу.Выпекается в виде лепешек из пшеничной муки. Узбекские блюда разнообразны, но излюбленное блюдо - плов.
Примером доброго узбекского гостеприимства были годы Великой Отечественной войны, когда среднеазиатские семьи брали незнакомых людей, как раз тех, кто нуждался в помощи, и делили с ними хлеб. Но эти правила гостеприимства зародились в сердцах коренных жителей много веков назад и сохранились практически в первозданном виде в современной жизни.
Происхождение узбеков
Происхождение любого народа - всегда очень сложный процесс, который веками приводит к возникновению новой нации с новым именем.И название народа часто происходит от местности, где люди живут, или имени известного правителя (или вождя), как имени основателя нового государства. В истории мы находим множество таких случаев.
История сложения узбекского народа охватывает десятки веков и охватывает в процессе многие племена, народы, входящие в состав народа, как существенные исторические термины, формирующие то, что в исторической науке называется этногенезом народа.
Еще совсем недавно в историографии Средней Азии преобладали наивные и примитивные взгляды.Есть утверждение, что узбеки - чужой народ, который был в Маверанакхре только в конце XI века.
Узбеки, о которых мы только что упомянули, действительно пришли на земли Узбекистана в XV - XVI веках, но они были узбекскими кочевниками.
Узбекская нация формировалась как тюркоязычный народ на узбекской территории за много веков до появления кочевых узбеков в заселенных районах Средней Азии, хотя и не носила их имени. Народ действительно получил свое название от узбекских кочевников, но он развил оседлую культуру задолго до их прибытия на основе древней согдийско-хорезмской цивилизации.
Древними предками узбеков были соги, хорезмцы, бактрийцы, ферганцы, саки, массагеты. С середины 1 тыс. До н.э. в Среднюю Азию начинают просачиваться монголоидные группы племен. Со времени вхождения Средней Азии в Тюркское ханство этот процесс усилился. Во времена государства Караханидов на поселение уходят тюркские племена. Все тюркское население Месопотамии составило основу узбекской нации. Последней волной тюркоязычных кочевников, пополнивших состав населения территории, были даштикипчакские узбеки, пришедшие вместе с Шейбани-ханом.
Даштикипчакские узбеки включены в это тюркское население, дав ему свой этноним «узбек» только как последнее, наиболее позднее этническое расслоение.
Процесс становления современной узбекской нации продолжался также в сельскохозяйственных районах Ферганской, Зеравшанской, Кашкадарьинской и Сурхандарьинской долин, Хорезмского и Ташкентского оазисов. Следовательно, здесь сформировалась современная узбекская нация, вобравшая в себя элементы этих двух миров.
Как мы уже отмечали, даштикипчакские узбеки поставили конечную точку в формировании узбекского народа.Их уже называли «узбеками», так как они считали себя гражданами государства Узбек-хан.
Узбеки на карте мира появились как узбекское национальное государство в 1428 году.
Но есть несколько других гипотез происхождения слова «узбек».
По мнению Г. Вернадского, термин «узбек» был одним из самоназваний «свободных людей». Он предполагает, что термин «узбеки» использовался как объединенный «свободный народ» различных профессий, языков, религий и происхождения.Он писал: имя Узбек означает «хозяин самого себя», что означает «свободный человек».
Узбекский язык
Формирование узбекского литературного языка складывается из трех исторических периодов: древнетюркский литературный язык, древнеузбекский и современный узбекский язык. В 15 веке, благодаря попыткам и трудам Алишера Навои, древнеузбекский язык стал единым и развитым литературным языком, правила и традиции которого сохранялись до конца 19 века.
Коренные изменения в социально-экономической и культурной жизни узбекского народа положительно повлияли на эволюцию современного языка. Значительное место занимает объем заимствованной международной терминологии, создаются новые слова.
Образ жизни узбекского народа, его способ выживания в определенных социальных условиях сыграли решающую роль в их формировании. Различные условия труда, экономические и другие взаимоотношения, процесс диалога народов сформировали определенные привычки, приемы и методы, которые вошли в традиции узбекского народа.
.Народ Узбекистана: национальности, этнические группы
Население Узбекистана: плотность, этносы
Узбекистан - многонациональное государство. В этой стране проживают разные нации и народности - узбеки, каракалпаки, таджики, казахи, киргизы, уйгуры, дунгане, западные и восточные славяне - русские, украинцы, белорусы; Также в Узбекистане проживают большие диаспоры корейцев, иранцев, армян, грузин, азербайджанцев, татар, башкир, немцев, евреев, литовцев, греков, турок.
Столь этническое разнообразие узбеков связано с различными историческими событиями, происходившими на территории Узбекистана. Многие представители этнических наций советских республик были эвакуированы сюда во время Второй мировой войны (русские, татары, армяне, белорусы, украинцы, немцы, евреи и др.). Во время сталинских репрессий представители некоторых народов были депортированы из мест их проживания в Узбекистан (корейцы, крымские татары, чеченцы и другие).И даже в мирное время миграция была активна в основном в отношении молодежи, которая участвовала в массовых постройках и проектах по освоению новых земель, а затем поселилась на этих землях.
Сегодня Узбекистан является самой густонаселенной страной в Центральной Азии и занимает третье место по численности населения в СНГ после России и Украины. Население Узбекистана превышает 31,5 млн человек (январь 2016 г.). Около 80% населения составляют узбеки, более 10% - представители народов Центральной Азии (таджики (4,5%), казахи (2,5%), каракалпаки (2%), киргизы (1%), туркмены и другие). ).К другим крупнейшим этническим группам относятся русские и другие славянские народы (10%).
Узбеков тюркского происхождения. Антропологически это нация смешанного этногенеза с европеоидной и монголоидной составляющими. Формирование узбекской нации тесно связано с древними народами Средней Азии: согдийцы, бактрийцы, мешки, массагеты и другие племена на протяжении многих веков населяли Среднюю Азию и прилегающие территории. Но название узбеки появилось только в 15-16 веках.Сегодня узбеки составляют большинство населения Узбекистана. Также большие популяции встречаются в соседних республиках Средней Азии, Афганистане, странах СНГ. По вероисповеданию узбеки - мусульмане, в основном сунниты.
Узбекский язык - единственный официальный государственный язык. Хотя большая часть населения также владеет русским языком. В некоторых регионах, таких как Самарканд и Бухара, местные жители также говорят на таджикском.
Из-за жаркого и засушливого климата, преобладания горных и пустынных ландшафтов в Узбекистане люди проживали неравномерно, основная жизнь сосредоточивалась в оазисах.В пустынных районах республики плотность населения очень низкая. Например, в Каракалпакстане и Навоийской областях количество человек на квадратный километр достигает 7-9 человек, тогда как в самом густонаселенном регионе Ферганской долине проживает около 500 человек на квадратный километр. Это самый высокий показатель плотности населения не только среди стран СНГ, но и в мире.
Процесс урбанизации в Узбекистане вызвал рост городов, а следовательно, и городского населения. Сегодня в городах Узбекистана проживает более 42% всего населения.Самый крупный город - Ташкент. Это столица Узбекистана с населением более 2,5 миллионов человек. Ташкент - административный и деловой центр республики. Здесь расположено множество промышленных предприятий и офисов крупных компаний. Ташкент известен своими театрами, музеями, парками. К другим крупным городам относятся Самарканд, Бухара, Хива, Андижан, Фергана, Навои, а также Алмалык, Ангрен, Зарафшан и Чирчик. Большая часть населения Узбекистана состоит из сельских жителей.Около 60% населения проживает в сельской местности. Обычно бывают многодетные семьи. Средняя узбекская семья состоит из 5-6 человек. Согласно многовековым традициям и менталитету узбекского народа, семья была и остается одним из важнейших приоритетов современного общества.
.Узбекистан | География, история, карты, люди и туризм
Земля

Рельеф
Почти четыре пятых территории Узбекистана, засушенная солнцем западная область, имеет вид пустоши. На северо-западе Туранская равнина возвышается на 200–300 футов (60–90 метров) над уровнем моря вокруг Аральского моря в Каракалпакстане (Каракалпогистон). Эта местность сливается на юге с пустыней Кызылкум (узбекский: Кызылкум), а дальше на запад становится плато Устюрт, область невысоких хребтов, солончаков, воронок и пещер.
К юго-востоку от Аральского моря небольшие холмы пересекают равнину низменной пустыни Кызылкум, а гораздо дальше на восток ряд горных хребтов разделяют территорию Узбекистана. Западный Тянь-Шань включает хребты Каржантау, Угам и Пскем, на последнем из которых находится пик Бештор высотой 4299 метров - самая высокая точка страны. Также частью западного Тянь-Шаня являются хребты Чаткал и Курама. Гиссарский (Гиссарский) и Алайский хребты пересекают Ферганскую (Ферганскую) долину, лежащую к югу от западного Тянь-Шаня.Пустыня Мирзачол, к юго-западу от Ташкента, находится между отрогами Тянь-Шаня на севере и хребтами Туркестан, Малгузар и Нуратау на юге. На юге центральной части Узбекистана Зеравшанская долина открывается на запад; города Самарканд (Самарканд) и Бухара (Бухара) украшают этот древний культурный центр.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего 1768 First Edition с подпиской. Подпишитесь сегодняДренаж
Катастрофическое истощение стока двух исторических рек - Сырдарьи и Амударьи - привело к быстрым изменениям в Аральском море и сильно изменило дельту Амударьи.Большинство водотоков дельты высохло, а Аральское море, когда-то являвшееся четвертым по величине внутренним водоемом в мире, с 1961 года потеряло девять десятых как своей воды (объема), так и площади поверхности. как на севере, так и на востоке огромные мелкие и мертвые пруды были отделены от основного остатка Аральского моря, отрезанные отмелями, которые образовались, когда уровень воды упал примерно на 45 футов в период с 1961 по 1992 год. После 2010 года восточная часть стала чередоваться между влажные периоды и засушливые периоды, в течение которых он полностью высыхает.Чрезмерное использование воды из Сырдарьи и Амударьи как в сельском хозяйстве, так и в промышленности привело к этому опасному спаду. Сырдарья перестала доставлять сколько-нибудь заметное количество воды в Аральское море примерно к 1978 году, а сток из Амударьи стал незначительным в первом десятилетии 21 века. Южный приток Амударьи - Сурхан и Шерабад, за которыми следуют Зеравшан и Кашка - вносят небольшой сток, так как последние две реки текут в пустыне в ничто. Сырдарья, вторая по величине река в Узбекистане, образует здесь место слияния рек Нарын и Корадарья.

Усыхание Аральского моря, 1960–2009 гг.
По материалам Филипа Миклина, Университет Западного МичиганаОтвод рек Амударья и Сырдарья привел к интенсивному засолению моря, которое также сильно пострадало от загрязнения инсектицидами и химическими удобрениями в течение последних нескольких десятилетий. Это химическое загрязнение и понижение уровня воды убили когда-то процветающую рыболовную промышленность, заземлили большинство судов, которые раньше работали на берегах Арала, и загрязнили обширные районы вокруг моря соленой смертельной пылью.Это, в свою очередь, привело к отравлению овощей и питьевой воды, что самым пагубным образом сказалось на здоровье и жизнедеятельности населения побережья Аральского моря.
Климат
Заметная засушливость и много солнечного света характеризуют этот регион, при этом количество осадков в среднем составляет всего 8 дюймов (200 мм) в год. Большинство дождей выпадает зимой и весной, с более высокими уровнями в горах и минимальными количествами в пустынях. Средняя температура июля составляет 90 ° F (32 ° C), но дневная температура воздуха в Ташкенте и других местах часто превышает 104 ° F (40 ° C).Высокая летняя жара в Бухаре контрастирует с более прохладными температурами в горах. Чтобы приспособиться к этим образцам, узбеки предпочитают дома с окнами, обращенными в сторону от солнца, но открытыми для подъездов и засаженных деревьями дворов, закрытых от улиц.
Хотя Узбекистан пересекает более 600 ручьев, климат сильно влияет на дренаж, потому что речная вода быстро выходит через испарение и фильтрацию или стекает в ирригационные системы.
Растительный и животный мир
Растительный покров в Узбекистане сильно различается в зависимости от высоты.Низменности на западе имеют тонкий естественный покров из пустынной осоки и травы. Высокие предгорья на востоке поддерживают траву, а на холмах появляются леса и заросли кустарника. Леса занимают менее 8 процентов территории Узбекистана. Животный мир пустынь и равнин включает грызунов, лисиц, волков, а иногда и газелей и антилоп. В высокогорье обитают кабаны, косули, медведи, волки, сибирские козы и некоторые рыси.
.Узбекистан | География, история, карты, люди и туризм
Земля

Рельеф
Почти четыре пятых территории Узбекистана, засушенная солнцем западная область, имеет вид пустоши. На северо-западе Туранская равнина возвышается на 200–300 футов (60–90 метров) над уровнем моря вокруг Аральского моря в Каракалпакстане (Каракалпогистон). Эта местность сливается на юге с пустыней Кызылкум (узбекский: Кызылкум), а дальше на запад становится плато Устюрт, область невысоких хребтов, солончаков, воронок и пещер.
К юго-востоку от Аральского моря небольшие холмы пересекают равнину низменной пустыни Кызылкум, а гораздо дальше на восток ряд горных хребтов разделяют территорию Узбекистана. Западный Тянь-Шань включает хребты Каржантау, Угам и Пскем, на последнем из которых находится пик Бештор высотой 4299 метров - самая высокая точка страны. Также частью западного Тянь-Шаня являются хребты Чаткал и Курама. Гиссарский (Гиссарский) и Алайский хребты пересекают Ферганскую (Ферганскую) долину, лежащую к югу от западного Тянь-Шаня.Пустыня Мирзачол, к юго-западу от Ташкента, находится между отрогами Тянь-Шаня на севере и хребтами Туркестан, Малгузар и Нуратау на юге. На юге центральной части Узбекистана Зеравшанская долина открывается на запад; города Самарканд (Самарканд) и Бухара (Бухара) украшают этот древний культурный центр.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего 1768 First Edition с подпиской. Подпишитесь сегодняДренаж
Катастрофическое истощение стока двух исторических рек - Сырдарьи и Амударьи - привело к быстрым изменениям в Аральском море и сильно изменило дельту Амударьи.Большинство водотоков дельты высохло, а Аральское море, когда-то являвшееся четвертым по величине внутренним водоемом в мире, с 1961 года потеряло девять десятых как своей воды (объема), так и площади поверхности. как на севере, так и на востоке огромные мелкие и мертвые пруды были отделены от основного остатка Аральского моря, отрезанные отмелями, которые образовались, когда уровень воды упал примерно на 45 футов в период с 1961 по 1992 год. После 2010 года восточная часть стала чередоваться между влажные периоды и засушливые периоды, в течение которых он полностью высыхает.Чрезмерное использование воды из Сырдарьи и Амударьи как в сельском хозяйстве, так и в промышленности привело к этому опасному спаду. Сырдарья перестала доставлять сколько-нибудь заметное количество воды в Аральское море примерно к 1978 году, а сток из Амударьи стал незначительным в первом десятилетии 21 века. Южный приток Амударьи - Сурхан и Шерабад, за которыми следуют Зеравшан и Кашка - вносят небольшой сток, так как последние две реки текут в пустыне в ничто. Сырдарья, вторая по величине река в Узбекистане, образует здесь место слияния рек Нарын и Корадарья.

Усыхание Аральского моря, 1960–2009 гг.
По материалам Филипа Миклина, Университет Западного МичиганаОтвод рек Амударья и Сырдарья привел к интенсивному засолению моря, которое также сильно пострадало от загрязнения инсектицидами и химическими удобрениями в течение последних нескольких десятилетий. Это химическое загрязнение и понижение уровня воды убили когда-то процветающую рыболовную промышленность, заземлили большинство судов, которые раньше работали на берегах Арала, и загрязнили обширные районы вокруг моря соленой смертельной пылью.Это, в свою очередь, привело к отравлению овощей и питьевой воды, что самым пагубным образом сказалось на здоровье и жизнедеятельности населения побережья Аральского моря.
Климат
Заметная засушливость и много солнечного света характеризуют этот регион, при этом количество осадков в среднем составляет всего 8 дюймов (200 мм) в год. Большинство дождей выпадает зимой и весной, с более высокими уровнями в горах и минимальными количествами в пустынях. Средняя температура июля составляет 90 ° F (32 ° C), но дневная температура воздуха в Ташкенте и других местах часто превышает 104 ° F (40 ° C).Высокая летняя жара в Бухаре контрастирует с более прохладными температурами в горах. Чтобы приспособиться к этим образцам, узбеки предпочитают дома с окнами, обращенными в сторону от солнца, но открытыми для подъездов и засаженных деревьями дворов, закрытых от улиц.
Хотя Узбекистан пересекает более 600 ручьев, климат сильно влияет на дренаж, потому что речная вода быстро выходит через испарение и фильтрацию или стекает в ирригационные системы.
Растительный и животный мир
Растительный покров в Узбекистане сильно различается в зависимости от высоты.Низменности на западе имеют тонкий естественный покров из пустынной осоки и травы. Высокие предгорья на востоке поддерживают траву, а на холмах появляются леса и заросли кустарника. Леса занимают менее 8 процентов территории Узбекистана. Животный мир пустынь и равнин включает грызунов, лисиц, волков, а иногда и газелей и антилоп. В высокогорье обитают кабаны, косули, медведи, волки, сибирские козы и некоторые рыси.
.