Волго донской судоходный канал
История строительства Волго‑Донского канала - РИА Новости, 27.07.2012
Вторая известная попытка соединения Волги с Доном предпринималась в годы правления Петра I. По его приказу в 1696 году был составлен проект Волго‑Донского соединения. В 1697 году началось строительство шлюзованного канала между притоками Дона и Волги.
К концу 1701 года канал был частично построен, но из‑за начавшейся Северной войны со Швецией все работы были свернуты.
До 1917 года в России было разработано более 30 проектов соединения Волги с Доном, однако ни один из них не был реализован.
14 мая 1918 года на заседании Совета Народных Комиссаров Волго‑Донской водный путь был причислен к первоочередным объектам капитального строительства на водных путях.
В июле 1918 года в районе Волго‑Донского водораздела начались изыскания, а в октябре 1918 года было создано «Управление по составлению проекта и сооружению Волго‑Донского канала». Однако из‑за отсутствия финансирования и идущей в стране гражданской войны работы были отложены.
В 1920 году в связи с разработкой плана ГОЭЛРО правительство страны снова вернулось к вопросу создания канала.
В феврале 1927 года Совнаркомом РСФСР был утвержден Комитет по сооружению Волго‑Донской водной магистрали. Одновременно в Ростове‑на‑Дону при Северо‑Кавказском краевом исполнительном комитете было создано Управление Волго‑Донского строительства.
В 1927‑1928 годах Управлением был составлен проект Волго‑Донского водного пути. Но принят он не был, и в января 1930 года решением Экономического Совета РСФСР Комитет по сооружению Волго‑Донской магистрали, а также Управление Волго‑Донского строительства были ликвидированы.
В дальнейшем разработка проекта Волго‑Донского водного пути поручалась различным ведомствам (Наркомату путей сообщения, Наркомводу). Но не один их предложенных вариантов строительства канала не был одобрен.
В 1940 году составление проектного задания по Волго‑Донскому водному пути было поручено Главному управлению гидротехнических работ (Главгидрострой).
Развернувшиеся проектные работы были прерваны Великой Отечественной войной 1941‑1945 годов, но в 1943 году были вновь возобновлены. В 1948 году схема Волго‑Донского комплекса, разработанная инженерами Главгидростроя под руководством академика Сергея Жука, была утверждена Советом министров СССР.
Строительство Волго‑Донского канала началось в феврале 1948 года и продолжалось 4,5 года - рекордно короткий срок в мировой истории гидростроительства. Для формирования трудовых ресурсов в 1949 году власти набирали рабочих по всей стране. Также в строительстве принимали участие военнопленные немцы и советские заключенные.
В ходе строительства канала было извлечено 150 миллионов кубометров земли и уложено 3 миллиона кубометров бетона. В работах было задействовано 8000 машин и механизмов. На этой стройке впервые в мире были применены шагающие экскаваторы со стрелой в 65 метров, позволявшие производить бестранспортную разработку грунта.
От Волги до Чёрного моря. Часть 1. Волго-Донской судоходный канал и Цимлянское водохранилище

Строительство Волго-Донского судоходного канала (ВДСК) открыло новый этап в истории судоходства - Волга получила связь с Доном, а изолированное Каспийского море получило выход к Мировому океану. Предлагаю вместе пройти этот путь - от Волги до Чёрного моря, используя мои фотоматериалы 2006, 2007 и 2013 - 2018 годов. Материалы разобью на две части. В первой, сегодняшней, части - фотографии и описание маршрута от Волги, по ВДСК и Цимлянскому водохранилищу. А во второй - путь по Нижнему Дону, Азовскому морю и Керченскому проливу до Чёрного моря.
Волго-Донской судоходный канал – одно из самых важных межбассейновых соединений водных путей России и постсоветского пространства. Канал связывает Волгу с Доном, и, соответственно, изолированное Каспийское море (с каспийскими портами России, Казахстана, Азербайджана, Туркмении и Ирана) с Азовским и Черным морями Мирового океана.
История этого водного соединения уходит корнями в древность – первую попытку соединить Волгу и Дон во время своего похода на Астрахань предпринял ещё турецкий султан Селим в середине XVI века, вторая попытка была предпринята при Петре I, в дальнейшем вплоть до начала XX века рассматривались ещё множество вариантов соединения двух рек, но все они были обречены на неудачу – без сложнейших и масштабнейших гидротехнических работ создание судоходного канала через разделяющие реки Ергенинские высоты было невозможно. В итоге Волго-Донской канал был построен уже в советское время – после войны, в 1948-1952 годах. На колоссальной стройке работало порядка 700 тысяч вольнонаёмных рабочих со всей страны, 100 тысяч пленных немцев и еще около 100 тысяч заключенных. Канал построили за четыре года – 31 мая 1952 года воды Волги и Дона соединились.
Волго-Донской канал был открыт в 1952 году. Общая длина канала 101 км (из них 45 км по водохранилищам). Трасса Волго-Донского канала проходит в том месте, где две реки максимально сближаются друг с другом. От Волги трасса ВДСК поднимается на 88 метров крутой Чапурниковской лестницей из девяти шлюзов, водораздельным участком пересекает разделяющие Волгу и Дон Ергенинские высоты и затем ещё в четырёх шлюзах трасса канала спускается на 44 метра к образованному на Дону огромному Цимлянскому водохранилищу. Местами трасса канала поднимается на 100 метров выше уровня Волги (Ергенинские высоты). Уровень Дона на 45 метров выше уровня Волги, поэтому ВДСК питается донской водой, подаваемой из Цимлянского водохранилища тремя насосными станциями на водораздельный участок, откуда самотёком распределяется на Волжский и Донской склоны. Мощные насосные станции подают донскую воду в водораздельные водохранилища – Карповское, Береславское и Варваровское, а из них вода поступает в канал. На канале сооружено 13 шлюзов: по девяти из них, расположенных на 20-ти километровом волжском склоне, суда поднимаются с Волги до водораздельных высот, а затем в четырёх – опускаются до уровня Цимлянского водохранилища на Дону. Размеры шлюзов на канале - 145х17.8 м, что меньше, чем судоходные шлюзы Канала имени Москвы, гидроузлов Волги, Камы (290х30 м), и шлюзов Волго-Балтийского канала (267х18 м), но больше, чем на Беломорско-Балтийском канале (133х14.3 м). Размеры шлюзов ВДСК хоть и меньше, чем на Большой Волге и Волго-Балтийском водном пути, но тем не менее достаточны для того, чтобы пропускать крупные грузовые суда смешанного плавания типа "река-море".
Значение Волго-Донского канала огромно – это самый напряжённый и загруженный участок наших водных путей. На юге навигация длинная – с 1 апреля по 1 декабря, в среднем 245 суток в году. По каналу идёт колоссальный грузопоток – до 16 миллионов тонн грузов и свыше 5 тысяч судов за навигацию. В основном это грузовые суда. Значительную часть из них составляют современные танкеры типа "река-море", работающие на «южной подкове» Черное море – Азовское море – Дон – ВДСК – Волга – Каспийское море, а также поднимающиеся по Волге до крупных нефтеперерабатывающих предприятий Поволжья. Они вывозят нефтепродукты из портов Волги (Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань) и Каспия (Баку, Туркменбаши, Актау) через Волго-Донской канал в различные порты Чёрного моря с возможной дальнейшей перегрузкой там на ещё более крупные уже чисто морские танкеры для последующей транспортировки нефтепродуктов по свету. Эти очень крупные по речным меркам суда весьма впечатляюще смотрятся на узостях Волго-Донского канала и Дона. А как они втискиваются в едва превышающие их габариты шлюзы - очень впечатляет! Помимо танкеров смешанного "река море" плавания, составляющих львиную долю флота, на «южной подкове» Черное море – Азовское море – Дон – ВДСК – Волга – Каспийское море встречаются крупные сухогрузы смешанного плавания, а также и чисто речной флот. Есть по ВДСК и туристические круизные маршруты: из Москвы, Нижнего Новгорода, Перми и городов Поволжья в Ростов-на-Дону, Таганрог или Ейск – по Волге, Волго-Донскому каналу и Дону. Это потрясающе красивый южный круизный маршрут.
Трасса канала проходит по местам сражений Гражданской и Великой Отечественной войн, поэтому и архитектурно-художественное оформление его сооружений посвящено подвигам советского народа в этих войнах. Глядя на скульптурное оформление гидротехнические сооружений канала, иногда возникает ощущение, что находишься в музее. А кругом шикарная южная природа: жаркое солнце, степи, тополя, камыши. Здесь иногда кажется, что встречный огромный танкер бороздит степные просторы, и вдруг он показывается из-за поворота канала… Летней ночью в этих краях тоже восхитительно: яркие звёзды, тёмные берега канала, до которых, кажется, рукой подать, пение степных птиц, и скульптуры шлюзов - из ночной темноты словно выходят герои-красноармейцы…
1. Наш путь начинаем из города-героя Волгограда.
2. Вход в Волго-Донской судоходный канал расположен у южной оконечности Волгограда, в Красноармейском районе. От речного вокзала Волгограда до канала около часа хода. «Речную развилку» трудно проглядеть: на правом берегу у входа в ВДСК высится огромный памятник Ленину – это самый большой памятник Ильичу в мире, занесённый в книгу рекордов Гиннеса ещё и как самый большой памятник реально жившему человеку. Интересно, что раньше вместо него стоял столь же большой памятник Сталину.
3. Неподалёку от входа в Волго-Донской канал находится огромный нефтерейд, где стоят десятки танкеров самых разных мастей.
Вход в ВДСК из главного русла Волги находится в нескольких километрах ниже – за оконечностью длинной песчаной косы. Чтобы попасть в Волго-Донской канал из Волги, судно проходит чуть ниже по Волге, до нефтерейда, где разворачивается и уже снизу подходит к разделительному бую, оставляя его справа от себя. Уже в подходном канале, идущем параллельно Волге, меняется цвет воды: Волго-Дон питается донской водой, имеющей ярко-зелёный оттенок. На длиннющей песчаной косе, разделяющей Волгу и подходной канал, - бесчисленное множество купающихся жарким летним днём. Проходим у самого подножья гигантского монумента Ленину, поворот влево, и вот уже арка первого шлюза.
4. Разделительный буй волжского и донского судового хода
5. Другой теплоход идёт по Волге, а мы уже повернули ко входу в Волго-Донской канал.
6. Памятник Ленину у входа в Волго-Донской канал.
7.
8. Вход в ВДСК со стороны Волги - арка первого шлюза. От Волги суда поднимаются на 88 метров крутой Чапурниковской лестницей из девяти шлюзов.
9. Шлюз N1 - один из самых ярких и монументально оформленных.
10.
11. Между шлюзами N1 и N2 трассу канала пересекают автодорожный и железнодорожный мосты.
12. Шлюзы ВДСК оборудованы интересным устройством для защиты ворот от навала судов: поперек камеры у ворот натягивается мощный металлический канат, который потом поднимается специальной стрелой (поднятая стрела с канатом хорошо видна на этом фото).
13. Промежуточный бьеф между шлюзами N2 и N3.
14. Один из типичных крупных танкеров смешанного плавания "река-море", работающих на маршруте Чёрное море - Азовское море - Дон - ВДСК - порты Волги - порты Каспийского моря.
15.
16. Соединительный участок канала между шлюзами N3 и N4.
17. Шлюз N4.
18. Поднимаемся вверх по Чапурниковской лестнице шлюзов. Встречный танкер "Ленкорань" на следующей ступени находится намного выше нас.
19. Между шлюзами N4 и N5.
20. Шлюз N5. Архитектурное оформление башен.
21. Встречный танкер у стенки подходного канала шлюза в ожидании своей очереди.
22. Покидаем шлюз N6.
23. Пройдя ещё три шлюза и поднявшись на три ступени Чапурниковской лестницы, оказываемся на водораздельном участке канала, проходящем среди степей. Затем минуем Варваровское водохранилище и начинаем спуск к Дону. Он более пологий - всего четыре ступени шлюзов. Чуть ниже Варваровского на Донском склоне канала находится Береславское водохранилище.
24. Насосная станция, которая подаёт воду из Дона вверх по склону в Береславское водохранилище.
25. С помощью мощных насосных станций, вода из Дона по этим огромным трубам подаётся на водораздельный участок канала, откуда самотёком распределяется на Волжский и Донской склоны.
Такой тип каналов называется каналами с искусственным питанием. Каналы с искусственным питанием - это каналы, питание которых осуществляется путём машинной подкачки воды на водораздельный бьеф, из которого вода распространяется уже самотёком. Примеры каналов с искусственным питанием - Волго-Донской канал (о котором сейчас идёт речь), а также Канал имени Москвы (где вода из Волги подаётся на водораздельный бьеф также насосными станциями).
Другой тип каналов - каналы с естественным питанием. Каналы с естественным питанием - это каналы, питание которых осуществляется самотёком из водораздельного бьефа, т.е. из водоёмов, лежащих на водоразделе (на самом высоком участке трассы) вода самотёком питает оба склона канала. Такой тип каналов возможен в случае, если на водораздельном участке есть водоёмы, водность которых достаточна, чтобы питать водой канал. Примеры каналов с естественным питанием - Волго-Балтийский канал, Беломорско-Балтийский канал, Панамский канал, Августовский канал и другие.
26. Шлюз N11 - вторая ступенька спуска к Дону. (Следующие 12 фото сделаны на обратном пути по ВДСК, когда судно поднимается вверх от Дона к Волге, поэтому нос судна ориентирован вверх по Донскому склону канала).
27. Соединительный канал между шлюзами N11 и N12.
28. Автодорожный мост через Волго-Донской канал.
29. Шлюз N12.
30.
31.
32. За шлюзом N12 трассу канала пересекает железнодорожный мост.
33. Навигационные знаки.
34. Карповское водохранилище - последнее из трёх на трассе канала. В него вода при помощи насосных станций подаётся из Дона. Далее она подаётся вверх в Береславское водохранилище, из него опять-таки насосами - в Варваровское, а из него самотёком распределяется на крутой Волжский склон, питая Чапурниковскую лестницу шлюзов.
35. Очередной встречный танкер смешанного плавания типа "река-море".
36. Судоходная трасса среди степей.
37. Карповское водохранилище – последнее на канале. На живописном, поросшем тополями, правом берегу расположена пристань Ильёвка – небольшой посёлок, где делают зелёную стоянку туристские теплоходы. Недалеко отсюда расположен райцентр Калач-на-Дону (до которого около 15 км).
38. Гидроузел Карповского водохранилища.
39. Далее теплоход заходит в красочно оформленный 13 шлюз, последний на Волго-Донском канале.
40.
41.
42. Сразу за шлюзом на правом берегу установлен памятник героям Великой Отечественной войны.
43. До Дона остаётся несколько километров канала.
44. Монумент у выхода из ВДСК в Дон.
45. Далеко вправо уходит русло великой русской реки, воспетой Шолоховым. Вдали виден Калач-на-Дону, а далее за крутым мысом Дон теряется из виду. Если направиться туда, можно добраться до станицы Вешенской, Серафимовича, Лисок, Воронежа, а если постараться, то и до истока Дона – ключа в парке Новомосковска.
46. А мы поворачиваем налево, вниз по Дону, несущему свои зелёные воды прямиком в Азовское море. Собственно из ВДСК теплоход попадает не в Дон, а в Цимлянское водохранилище, образованное плотиной Цимлянской ГЭС, которое через час пути приобретает вид настоящего моря. Очень красив крутой правый берег, а потом и он почти исчезает из виду: кругом лишь палящее солнце и вода.
47.
В том месте, где фарватер судоходной трассы выходит на главный плёс Цимлянского водохранилища (примерно в 15 километрах от входа в ВДСК) берега Дона соединяет железнодорожный мост линии Морозовская - Волгоград, одной из важных железнодорожных линий Юга России.
Первый мостовой переход через реку Дон на линии Морозовская – Волгоград, принадлежащей ныне Приволжской железной дороге, был построен в 1900 году и имеет богатую и интересную историю. В 1918 году этот стратегический мост оказался в эпицентре боевых действий Гражданской войны между донским казачеством и большевиками, переходил несколько раз из рук в руки и в конце мая 1918 года был взорван казаками, отрезав войскам Ворошилова путь на Царицын. Позднее взорванный мост был восстановлен, а в 1930-х годах мост был полностью реконструирован, включая полную замену пролетных строений. Вскоре после этого мост снова оказался в эпицентре боевых действий – на этот раз Великой Отечественной - во время ожесточенных боев за Сталинград его неоднократно разрушали и восстанавливали. Следующий этап истории моста начался в конце 40-х и начале 50-х - в связи со строительством Волго-Донского канала и созданием Цимлянского водохранилища мостовой переход был полностью реконструирован – створ моста был перенесен на несколько десятков метров ниже по течению, возвели новые, намного более высокие опоры, заменили часть ферм, а некоторые пролетные строения перенесли со старых опор на новые.
В настоящее время этот мостовой переход подвергается очередной глобальной реконструкции. Старый мост давно находится в аварийном состоянии - у него, помимо значительного износа пролётных строений и несоответствия их современным нормам, имеются значительные дефекты опор, которые не представляется возможным устранить путем их ремонта. По мосту пропускаются грузовые поезда повышенной весовой нормы, до ввода в эксплуатацию нового моста, поезда по старому вынуждены проходить с существенным ограничением скорости. Сейчас (2019 год) заканчивается строительство нового моста на расстоянии 50 метров от оси существующего. После ввода нового моста в эксплуатацию, старый должен быть разобран.
48. Фотографии старого железнодорожного моста линии Морозовская - Волгоград, сделанные в 2006 году.
49.
50. Старый мост (1950 года постройки) - фотографии 2013 года. Перед ним - облицованная каменной кладкой опора его предшественника, довоенного моста. Хорошо видно, насколько нынешние опоры выше - при строительстве Цимлянской ГЭС уровень воды в Доне поднялся на 20 метров (а в створе моста - почти на 10 метров).
51. Грузовой состав на мосту.
52. Старый мост 1950 года.
53. Декабрь 2018 года. Старый мост 1950 года (дальний) и почти достроенный новый мост в 50 метрах выше по течению. За более чем 100-летнюю историю мостового перехода створ моста и опоры менялись три раза, а пролётные строения - 5-6 раз (с учётом замен ферм, взорванных в Гражданскую и Великую Отечественную).
54. Продолжаем путь по Цимлянскому водохранилищу.
55.
56. Наш путь по огромному Цимлянскому водохранилищу заканчивается. На левом берегу видны сооружения Ростовской АЭС и поодаль - жилые кварталы Волгодонска, а справа – озарённая вечерним южным солнцем плотина Цимлянской ГЭС (на фото).
57. Подходим к Цимлянскому гидроузлу.
58.
59. Судно преодолевает два шлюза Цимлянского гидроузла: первый из них своей аркой напоминает шлюзы N1 и 13 ВДСК, а на башнях второго установлены фигуры донских казаков. Пройдя два этих шлюза, судно попадает в коренное русло Дона.
60.
61.
62.
63. В том месте, где судно из подходного канала шлюза Цимлянской ГЭС выходит в коренное русло Дона, установлен памятник - деревянная ладья, символ пяти морей, объединённых нынешними водными путями.
Дальнейший водный путь от Волги до Чёрного моря проходит по очень живописной реке Дон, Азовскому морю и Керченскому проливу. Об этом - часть 2.
От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив >>>
По Волге и Дону: История укрощения великих рек
- Вы вовремя - как раз танкер подходит к воротам шлюзов. Увидите, как он поднимается на верхний уровень, - встречает меня инженер гидроузла и хранитель истории этого объекта Анна Кукса.
Мое первое здесь открытие: разница от Волги в Прикаспийской низменности (где расположена Астрахань) до уровня Волгоградского водохранилища - около сорока метров. Именно в шлюзах и поднимают корабли. В отличие от других волжских, шлюз Волгоградского гидроузла двухкамерный. То есть суда проходят как бы две ступени вверх, как по лестнице.
Танкер входит в первую камеру шлюза и прижимается к стене.
- Он обязательно должен плотно пришвартоваться за плавучий рым, чтобы судно не колыхало, когда вода начнет прибывать, - поясняет Анна.
После этого ворота (одна створка которых, к слову, весит 200 тонн) закрывают танкер в камере, и в эту огромную «ванну» (длиной 300 метров, шириной 30 метров) стремительно начинает прибывать вода. За восемь минут уровень воды вместе с судном поднимается почти на четырнадцать метров.
- Как думаете, откуда вода поступает в камеру? - загоняет мою память в курс школьной физики Анна.
- Видимо, из верхней камеры - по принципу сообщающихся сосудов, - предполагаю.
- Точно. Под камерами есть галереи, по которым вода из верхней части поступает в нижнюю. Когда уровень между нижней и верхней камерами выравнивается, открываются ворота и судно переходит на следующую «ступень». По той же схеме танкер поднимают еще раз - во второй камере - уже до уровня водохранилища, - рассказывает инженер гидроузла.
Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина: 7dogs — LiveJournal

Волго-Донской канал
Волго-Донской канал имени В. И. Ленина — искусственный судоходный канал, построенный в 1948-1952 годах в Волгоградской (на тот момент — Сталинградской) области, который соединил реку Волгу с рекой Дон.
Волго-Донской судоходный канал является важным звеном Единой глубоководной системы Европейской части России: через него флот попадает как с Волги, так и с Каспийского моря, на реку Дон, а затем в Азовское и Черное моря.
Длина Волго-Донского канала — 101 км, из них 45 км приходится на водохранилища. Гарантированная глубина канала — 4 метра, ширина — от 80 метров.
Всего на канале построено около 100 гидротехнических сооружений, в том числе:
- 13 однокамерных шлюзов,
- три насосные станции,
- 22 участка судоходного канала, два ремонтных заграждения,
- три плотины,
- 17 дамб,
- 11 лотков.
Тематика оформления судоходных шлюзов и гидротехнических сооружений канала посвящена победе в Великой Отечественной войне, а также прославлению советского народа и СССР.
Канал берет свое начало в городе Волгограде, где расположен шлюз №1 и шлюз №2, а с рекой Дон соединяется на западе Волгоградской области, в районе поселка Пятиморск, где расположен шлюз №13.
Также в состав канала входят два шлюза, расположенные на реке Дон: шлюз №14 и шлюз №15 в городе Волгодонск Ростовской области.
В составе шлюзов канала можно выделить Волжскую лестницу, по которой суда поднимаются от Волги к водоразделу с Доном на высоту в 88 метров (шлюзы №1 — №9), а в составе нее — Чапурниковскую лестницу шлюзов (9 км), которая включает в себя шесть шлюзов (№4 — №9) в которых суда поднимаются на 50 метров.
Навигация на Волго-Донском канале начинается в конце марта и заканчивается в начале декабря. 90% трафика судов приходится на грузовые перевозки.
Местных пассажирских перевозок водным транспортом нет.
По каналу проходят маршруты круизных судов в Ростов-на-Дону из Москвы, Нижнего Новгорода, Самары, Волгограда и Перми.
Волго-Донской судоходный канал соединяет Волгу и Дон в той точке, где они максимально приближены друг к другу.
До 1917 года было создано свыше 30 проектов соединения Волги с Доном, но против строительства выступали владельцы железных дорог, не желавшие терять грузопоток.
В 1920 году по плану ГОЭЛРО вопрос о строительстве был снова поднят, но реализовать планы помешала Великая Отечественная война.
Работы по сооружению канала начались в 1948 году.
31 мая 1952 года между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона.
27 июля 1952 года каналу было присвоено имя Владимира Ленина.
Описание и фотографии шлюзов Волго-Донского канала:
Шлюз №1
Шлюз №2
Шлюз №3
Шлюз №4
Шлюз №5
Шлюз №6
Шлюз №7
Шлюз №8
Шлюз №9
Шлюз №10
Шлюз №11
Шлюз №12
Шлюз №13
Шлюз №14 (река Дон)
Шлюз №15 (река Дон)
Водохранилища, расположенные на Волго-Донском канале:
Береславское водохранилище
Варваровское водохранилище
Карповское водохранилище
Мосты, расположенные на Волго-Донском канале:
Железнодорожный мост в Волгограде (между шлюзами №1 и №2)
Железнодорожный мост между шлюзами №8 и №9
Железнодорожный мост между шлюзами №9 и №10
Ивановский автодорожный мост (между шлюзами №9 и №10)
Автодорожный мост между шлюзами №11 и №12
Железнодорожный мост между шлюзами №12 и №13
Памятники:
Монумент «Соединение пяти морей» в Волгодонске
Монумент «Соединение фронтов» в Пятиморске
Памятник Ленину у шлюза №1 в Волгограде
Памятник-маяк морякам Волжской военной флотилии в Волгограде
Памятник «Степан Разин со товарищи» на реке Дон в Волгодонске
Прочие объекты:
Источник:
Волго-Донской канал
Свести важнейшие реки края, называющегося сейчас Европейская Россия, люди мечтали давно. Народы, населявшие 34-й регион, в поисках кратчайшего пути «накатали» между Волгой и Доном разные переволоки (лучшей считалась Дубовская). Турки, а затем Петр I приказывали «сшить» стратегические артерии соединением их притоков. После неоконченного рытья канала в Камышинском районе до сих пор заметна гора. Тут стоит поселок Петров Вал… Тем не менее, цель так и не была достигнута до самого 1948 г. Вот тогда за дело взялись по-советски серьезно! Прорыли грандиозное гидросооружение непосредственно между указанными водоемами. Так родился Волго-Донской канал.
Сооружение Волго-Донского канала
Как мы упомянули, сооружение Волго-Донского канала (к его названию следует добавлять слово «судоходный») началось в 1948 году. Вместо так и оставшегося «на бумаге» проекта французского инженера Дрю (жившего еще при царизме) лидер советской страны (И. В. Сталин) одобрил разработку Сергея Жука. Речь о проектировщике, известном к тому времени созданием Беломорско-Балтийского и Волго-Московского каналов. Он доказал Сталину, что умеет учитывать каждую мелочь. Во-первых, исследовательским методом был найден самый экономически и логистически выгодный перешеек (по прямой это расстояние представляет 76-километровый участок полей (однако соединительный путь должен был сделать две петли и, соответственно, оказаться длиннее). А вообще-то самое короткое расстояние от Дона до Волги – это линия Качалино – Ерзовская бухта. По прямой Быстрый Проток Дона и названный залив можно было бы соединить путем всего в 52 километра. Но местный рельеф усложнил бы работу в десятки раз. К тому же аграрных равнин тут встречается мало, а канал был задуман еще и как система гидроузлов для орошения.
Итак, было извлечено 150 000 000 кубометров грунта, уложено 3 000 000 кубометров бетона, построены 3 водохранилища, 13 шлюзов, а также различные монументальные украшения в популярном тогда стиле «Триумф». Тут применялось в общей сложности 8 тысяч машин и механизмов, в их числе такие экспериментальные как первый советский шагающий кран и шагающий экскаватор.
В итоге работ, длившихся всего 4,5 года (рекордный срок для сегодняшнего строительства!) общая протяженность Волго - Донского канала имени Ленина составила 101 километр. Географически он находится внутри Волгоградчины. Начинается в культурном центре Красноармейского района региональной столицы. Далее недолго двигается через ряд населенных пунктов на границе Светлоярского и Городищенского, а затем переходит в Калачевский район области. И тут лежит большая часть его «русла». Здесь-то самые крупные водные пути Европы и встречаются, чтобы никогда уже не расставаться.
Строительство Волго-Донского канала закончилось летом 1952 года. На его открытии присутствовали государственные секретари нескольких стран социалистического блока, зарубежные журналисты, писатели и поэты, прочие яркие деятели нескольких лет, предшествующих «хрущевской оттепели». Всего в Сталинграде, на нынешней улице 50-летия Октября (тогда у нее было другое название) скопилось около 100 000 возбужденных человек. Многие размахивали флагами... Во всем мире ВДСК стал очередным «гимном социализма», символом широких возможностей, которые дает этот политический строй. Ну а те, кто не задумывался о таких вещах (к примеру, молодежь) просто тут купались…
Сооружение Волго-Донского канала использовало силы советских заключенных и военнопленных, служивших в период ВОВ в гитлеровской армии. Гиды музея Волго-Дона (об этом заведении будет ниже) расскажут вам много интересных историй, легенд и мифов, связанных с житьем-бытьем подневольных рабочих, а также их конвоиров. При этом основная масса гидростроителей состояла все же из вольнонаемных бригад СССР. Общее число строителей составляло примерно 900 000 человек, плюс инженерные кадры.
Поручая Сергею Жуку строительство Волго-Донского канала, страна рассчитывала получить не просто судоходную дорогу из одной реки в другую, но и блок гидроузлов, из которых можно пустить на распаханные степные просторы совсем другие каналы – оросительные. Сеть таких «арыков» изрезала весь Городищенский и Калачевский районы.
С 2009 года ведутся работы по комплексной реконструкции технической инфраструктуры, а также архитектурной составляющей Волго-Дона. Большая их часть доведена до конца.
В преддверие главы, посвященной местному судоходству, сообщим: в большинстве точек глубина Волго-Донского канала приблизительно 3,5 метра. Кое-где параметр даже превышен. Однако на многих фрагментах судоходная магистраль, наоборот, сильно обмелела. На данный момент выделены внушительные средства на ее расчистку. Скорость течения смешавшейся волго-донской воды от шлюза к шлюзу достигает 4 километров/час.
Шлюзы Волго-Донского канала
На карте Волго-Донской канал напоминает линию, соединившую 13 гидропропускных станций, оборудованных огромными створами. Это – его шлюзы, обрамленные арками.
Поговорим о технических особенностях Волго-Донского канала. Ширина шлюзов – 18 метров, высота шлюзовых камер – 145 метров. 45 километров сооружения проходят по водохранилищам (смотрите о них ниже). Кстати, за волжским подъемом в 88 метров, есть еще 4 шлюза донского подъема (в 44,5 метров). А весь путь по ним может занять 12 часов.
Шлюзы Волго-Донского канала отделены друг от друга на волжском участке примерно на 700 м, на донском – на 20 км. Канал питается водой из Цимлянского водохранилища (оно находится за финишной чертой ВДСК). Это расширенная река Цимла, на берегу которой стояла самая известная столица Хазарского каганата (ныне она уже под водой)…
Шлюзы Волго-Донского канала однокамерные, однониточные. Пропускают суда водоизмещением не более 7 000 тонн. Более тяжелые не удержатся, ведь часть воды уходит на орошение (ее подают в ограниченном количестве). Канал, кстати, мелеет.
Карта шлюзов Волго-Донского канала показывает, что есть еще и 14 шлюз. Однако он уже является частью Цимлянского водохранилища – «водными дверями» в Ростовскую область.
Движение судов по Волго-Донскому каналу в среднем длится 211 суток. За период навигации (обычно она длится с апреля по конец ноября) проходят до 5000 судов – грузовых, экскурсионных, круизных (16 500 000 тонн в год). В расчет берется и маломерный транспорт. Ведь он также получает разрешение на шлюзование, во время которого с помощью воды, запускаемой насосами, судно поднимают и пропускают через створ…
Бассейн Волго-Донского канала
Волго-Донской канал (на карте это хорошо заметно) проходит через хорошо населенную сельскую и городскую местность. И это – экомаршрут. По берегам нет предприятий.
«Ворота», которыми является Сарептский затон (ширина входа 194 м.) и шлюз №2 находятся в Красноармейском районе упомянутого города-героя. Тут поток идет строго на юг (ведь начинается он на речном участке широтного направления). У садовых обществ водный путь поворачивает на юго-запад, расширяясь близ Озерной улицы до 390 метров. Вдоль улицы Плеханова (уходящей из Волгограда в поселок Кирова Светлоярского района) ширина скромнее – 95 метров. Таковой она остается до СНТ «Южный». Отсюда стартует западное направление, начинаясь опять же расширением (350 метров). Участок, окаймляющий границу Городищенского и Светлоярского районов, по форме представляет 4 озера, соединенных короткими ериками. На их берегах – многочисленные дачные и коттеджные комплексы. Вдоль них бежит автодорога Западный Объезд. Рельеф ровный. За хутором Червленое (мост) канал распускают на сеть «арыков».
Он снова становится узким, начиная увеличиваться ближе к Варваровскому водохранилищу. Сам указанный бассейн знаменует собой территорию Калачевского района. Он является окончанием очередной подъемной ступени (на пути к последнему волжскому шлюзу судам приходится подняться на 88 метров!). «Варваровка» на соединении с одним из заливов по ширине превышает 6 километров! В длину она чуть больше 3 километров. Побережье на двух сторонах напоминает луговое займище. Чуть в стороне продолжают угадываться крыши домов загородных комплексов. Многие используют это место как пляж. Такая же ситуация повторяется и с чуть более узким Береславским «морем», протяженность которого (вместе с протоком) уже 10 километров. Степь оканчивается у воды кустарником и низкорослыми байрачными деревьями – ивой и лохом. В конце южного берега вас ждет большое село Береславка (с магазинами, водонапорными колонками, пунктами автосервиса, АЗС и домами в аренду).
Кромки обеих водных чаш – сплошные заливчики и мыски. На водохранилище попадаются идеальные рыболовные и бивуачные точки. До следующего – Карповского – «моря» канал больше похож на речушку шириной 100 метров. А с «Карповки» (ее габариты 12 на 5 километров) он истончается до 50 метров и очень сильно петляет по лугам (судоходная же «нить» сохраняет ширину 100 метров). Причем именно здесь «водное шоссе» оказывается в донской «зоне», откуда придется совершить подъем еще на 44,5 метра (по последним 4 шлюзам).
Тут же канал впервые встречается с трассой Волгоград-Каменск-Шахтинский. От 2-го до 3-го водохранилища путешественник, идущий по каналу, увидит повороты к населенным пунктам Новый Рогачик, Карповка, забору воинской части «Прудбой» (рядом делать привалы запрещено), подъезды к поселкам Приканальный и Мариновка. В данной части много коряг, рогоза и тростника (еще лучше для рыбы). Весной вставать с палатками опасно. Займище все сильнее пропитывается водой. А вот за ним уже изрезанная балками сухая степь. Как раз на этом участке обилие дорог сделает отдых невыносимым.
Карповское водохранилище с двух сторон охвачено автомобильными и железными полотнами. А заканчивается оно шестикилометровой комфортной для туриста агломерацией Пятиморск–Ильевка. Именно тут находится обставленный несколькими триумфальными арками «финиш» ВДСК, а также монументальный комплекс «Соединение фронтов». Кстати, райцентр Калач-на-Дону находится совсем близко – в 4,5 километрах севернее.
Достопримечательности Волго-Донского канала
Сокровище в равнобедренном треугольнике
Волго-Донской канал считается эталоном произведений гидроархитектуры. Точность расчетов реально проиллюстрировать следующим фактом. Мысленно соедините арку шлюза №1, маяк и фигуру Ленина. Получится идеальный равнобедренный треугольник. Что касается бросающейся в глаза песчаной косы, то ее специально намывали для маяка. Причем тут сокровища? Слушайте дальше. Когда-то восхититься чудом в СССР приезжал иранский шах. Он взял с собой очаровательную жену. А жена, в свою очередь, взяла с собой очень дорогую брошь. Традиционный волжский «ураганчик» блестяшку сорвал. Красота упала в камеру входного шлюза. Мог бы разразиться международный скандал. Водолазы потратили на поиск брошки несколько суток. Молва заканчивает сию историю по-разному. Не понятно кто нашел пропажу – подводники или ныряльщики из аборигенов города-героя. Засекречено. Известно лишь, что шахская супруга с тех пор точно ее не видела. А, может, драгоценность еще на глубине, и ее можно найти. Как кости мамонта в девятом шлюзе…
Музей
…Эту и многие другие легенды вы услышите от специалистов по изучению истории описываемого сооружения. Волго-Донской канал имеет свою официальную мемориальную экспозицию, которая находится на одном из первых участков его набережной. Помещений тут несколько – зал с картами макетами, газетными статьями и фото, большая комната с личными вещами Жука и Карпова (следующий начальник строительства) и даже обычных заключенных (в том числе немецких военнопленных). Имеются детали вышедшего из строя гидростроительного оборудования и даже самый древний в России пульт – от радиолы 50-х годов (разумеется, с ней самой). Он с огромными кнопками-клавишами.
Арки
Волго-Донской канал на старте, финише и на подъемах украшен заметными издалека триумфальными сооружениями. Арки сделаны на манер Елисейских (Парижских) – их фронтон украшают барельефы с большим количеством лавровых венков и знамен. Первая (во входном русле) размером с 5-этажный дом. Она несет в себе полное название канала. На старте и финише «реки» имеются колонны с фигурами различных всадников. Ну а в основном на всех арках запечатлены мирные (трудовые) подвиги советского народа.
Городок Пятиморск
Волго-Донской канал имеет непростую «конечную станцию». На входе в Дон был построен населенный пункт, которому пророчили будущее мегаполиса. Арки на последних шлюзах, монументальные ансамбли, широкие улицы и площади, просторные «празднично» отделанные скверы (в одном из них парк сказочных скульптур). Дома строили капитально, на века. Однако Пятиморск остался обычным поселком, не получив даже статуса районного центра. Имя его означает, что из последнего шлюза водным путем можно попасть на 5 морей (благодаря другим каналам, на которые выводят Волга или Дон).
Памятники на канальных набережных
Арки и шлюзы Волго-Донского канала не исчерпывают все монументальное богатство рукотворного ландшафта, создававшегося одновременно с ВДСК. Есть еще и памятники.
На «старте» (на углу восточного берега) мы видим самую большую в России фигуру Ленина (57 метров). Разговор пошел о набережной, которой кончается сквер Юбилейный.
Главная изюминка Пятиморска – монументальная группа «Соединение фронтов». Дело в том, что в ноябре 1942г., при освобождении Сталинграда и окрестностей именно в этой точке встретились Юго-Западный, Донской и Сталинградский фронты Красной Армии. Место расположения – правый берег аванпорта шлюза 13. Высота – 16 метров. Композиция, состоящая из фронтовых знамен, здоровающихся танкиста, нескольких автоматчиков и медсестры (трубящей в горн) видна за 12 км. На горку ведут ступени.
Туризм и отдых на Волго-Донском канале
В июне-августе температура воды в Волго-Донском канале не менее 22 «положительных» градусов. В связи с этим люди еще давно организовали на берегах искусственного русла много «диких» пляжных зон. Первая встретит вас у детского лагеря «Чайка» (поселок Кирова). Вторая – на территории дома отдыха «Березовые дали» (коттеджный поселок XIX Партсъезда). Третья – в СНТ «Энергетик». Следующие – в поселке Майский (Калачевский район, Варваровское водохранилище). Два последних – в Береславке и в Пятиморске. Речь идет о мелком чистом песочке и ровном заходе в воду…
От 11-го до 13-го шлюза включительно рядом с судоходным руслом бежит параллельный проток канала, похожий на лабиринт. Он сильно зарос рогозом и всякой травой. Глубины тут до 6 метров! Рыбы полно, причем всякой… Рыбаки и купальщики, ставьте палатки. Административно это – окрестности Прудбоя, Карповки и Мариновки (трасса А-260).
Волго-Донской канал стал объектом недорогой коммерческой 5-часовой экскурсии, стартующей из Волгоградского порта на мини-теплоходах. В программе – показ всех описанных нами достопримечательностей (часто тур стартует в музее), прослушивание множество легенд и, разумеется, фотосессия на фоне монументов и триумфальных арок. Главная ее «изюминка» – таинство шлюзования. Вы изучите весь интересный процесс!
Самостоятельно рекомендуют путешествовать именно с речниками-профессионалами, на их катерах и моторках. Ходить здесь на байдарках – дело неблагодарное сразу по многим причинам. Город (начало пути), охраняемые стратегические объекты, запрос на шлюзование, сильно обмелевшие обходные протоки, близость к оживленным авто и ЖД-трассам. Вряд ли все это доставит вам удовольствие. Так, к слову, говорят сами аборигены. Легче выбрать себе райский кусочек берега уже в Калачевском районе, двигаясь по наземному пути. На своем авто или на пригородном автобусе (дороги всюду).
На «перегоне» шлюзов 3-4 функционирует удобный детский лагерь отдыха – «Чайка».
Рыбалка и охота на Волго-Донском канале
Волго-Донской канал – замечательная фактория для рыболовного и охотничьего отдыха. Сразу стоит оговориться насчет второй разновидности промысла. Она доступна только на тех фрагментах ВДСК, которые лежат на территории Калачевского района (земли, предшествующие ему – это городские и поселковые кварталы, а также дачная зона). Из всех животных тут водится только болотно-луговая дичь, которую можно стрелять весной и осенью. А преобладают утиная и гусиная птица. Запрещен отстрел летунов-хищников, казарки краснозобой, дрофы, чирка мраморного, савки, пискульки и пеликана кудрявого.
Волго-Донской канал предоставит замечательную рыбалку в двух локациях. Первая – так называемые «генеральские» дачи. Это – переходное пространство от Волгограда к населенным пунктам Светлоярского района (дачные общества и загородные жилые комплексы «Полезный Отдых», «Портовый», «Литейщик», «Нефтепереработчик», «Мечта», «Якорь 1», «Якорь 2» и «Якорь 3»). Второе урочище – дублер канала в районе Прудбоя, Карповки и Мариновки, а также берега реки Карповка (протекает там же). Тут тихо, глубоко, много тростника и коряг. Везде доступны щука, окунь, судак, лещ, язь, ерш, верхоплавка, чехонь и густера.
Волго-Донской канал на своем протяжении имеет нерестовые ямы (на территории водохранилищ). С апреля по начало июня лов рыбы здесь ограничен. Не стоит также забывать, что в Красную книгу записаны осетр-шип, азовская белуга и волжская стерлядь.
Приезжайте в отпуск в Волгоградскую область! Волго-Донской канал с его заметными архитектурными, скульптурными, а также историческими достопримечательностями заставит запомнить поездку на долгие годы. А ландшафты, через которые он проложен, не оставят равнодушными «походников» (в том числе и любителей катеров).
Волго-Донский судоходный канал. Из истории канала. 31 мая 1952 года Дон пошел навстречу Волге: 7dogs — LiveJournal

Источник: ИСТОРИЯ КАНАЛА, СОЕДИНЯЮЩЕГО ВОЛГУ С ДОНОМ.(Москва,31.05.2017)
Москву называют портом пяти морей, и обычно это название связывают с каналом “Москва-Волга”, открытом в 1937 году. И это правильно.
Но при этом забывают, что не менее значимым в этом названии является другой, мы его сегодня воспринимаем, как само собой разумеющееся, канал, открытый 65 лет назад, - Волго-донской судоходный канал. С ним много связано историй, легенд, устных преданий, которые сегодня, мало, кому известны.
История канала, соединяющего Волгу с Доном, восходит к временам Петра 1.
Еще в 1690 году великий преобразователь задумал соединить с помощью канала Каспийское и Черное моря. Смело размахнулся первый Российский Император, но не соразмерил свой замах с возможностями тогдашней России, и осталось от той задумки только необычное название одной железнодорожной станции между Камышиным и Волгоградом - “Петров Вал”.
Шли столетия, вопрос Волго-Дона витал в воздухе, но не находил практического решения. На это было много причин.
14 мая 1918 года. Этот день - первая страница советской истории Волго-Дона. Ленин подписывает декрет о Волго-донском канале. Его сооружение объявляется задачей первостепенной государственной важности. Но лихолетье Гражданской войны не позволяет вплотную заняться этим делом.
Начинается индустриализация страны и на повестку дня опять ставится вопрос о Волго-Доне.
"Волго-донской, судоходный канал им. Ленина в СССР, соединяющий р. Волгу у Волгограда, с р. Дон у г. Калач. Длиной 101 км, глубина не менее 3,5 м., 13 шлюзов. Открыт в 1952 г."
Чтобы основательно проверить все расчеты и обоснования, на водоразделе вблизи станции Тундотово прорывается небольшой опытный канал. Здесь проводились различные эксперименты, изучались образцы креплений, фильтрационные свойства откосов. Но и у этого проекта оказались серьезные недостатки - он не решал всех проблем, связанных с судоходством и орошением. Но был накоплен богатый фактический и научный материал, создавались уже первые отряды строителей, когда стране вновь пришлось взяться за оружие.
В 1942 году на громадном пространстве междуречья начинается великая битва за Сталинград.
Окончилась Великая Отечественная война майской победой нашего народа в 1945 году. И через три года после войны от южной окраины Сталинграда до Калача развернулся фронт строительства Волго-донского канала.
Армия его строителей рассредоточилась по всему фронту, образовав отдельные районы стройки. Сюда двинулись колонны мощных грузовиков, тракторов, бульдозеров, скреперов, сюда шли железнодорожные составы с экскаваторами, портальными кранами и другой техникой. В знойной степи занимали исходные рубежи землеройные богатыри - шагающие экскаваторы, а на воде - земснаряды. Оседлав технику, строители поднялись в наступление на полупустыню.
Утром 31 мая 1952 года Дон пошел навстречу Волге. Свершилось! 11 июня 1952 года публикуется в газетах и передается по радио Постановление Совета Министров Союза ССР "Об открытии Волго-донского судоходного канала". Более шести тысяч строителей награждаются орденами и медалями, а двенадцати присваивается звание Героя Социалистического труда.
Так гласят официальные сообщения и пафос публикаций тех лет. Восторженно о канале и его строителях писал Михаил Шолохов. В очерке "Первенец великих строек" (1952) - "Создавая великие сооружения, мы радуемся, мы улыбаемся, но это не самодовольная улыбка, а улыбка победителей, улыбка тех, кто уверенно глядит в грядущее счастье человечества...".
Но, к великому сожалению, большой писатель ошибся. Великая стройка завершена. Но все умалчивают о том, что основной строительной силой на канале были не комсомольские ударные бригады, а зэки второго поколения. Если Беломорско - Балтийский канал строили в основном политзэки, то Волго-донской бывшие полицаи, дезертиры, побывавшие в немецком плену..., но в обоих случаях - это были рабы сталинского государства.
Одним из руководителей строительства Волго-донского канала был инженер-подполковник Лысов Александр Алексеевич, потом он строил Асуан в Египте и о нем в свое время писал Анатолий Аргановский в газете “Известия”. С ним встречался писатель Виталий Гузанов, который передал мне его рассказ о Волго-Доне:
- Канал строили послевоенные зэки. Там были разные люди. Условия работы и быта их были невыносимы. Но сроки стройки канала были минимальны и из этих людей выжимали все. Кроме основной работы по строительству, они еще должны были претворять в жизнь Сталинский план преобразования природы (был такой) - сажать лесозащитные полосы. Сколько этих людей умерло тогда, никто не считал. Если по Беломорскому есть какая-то статистика, то здесь даже нет упоминаний о том, что канал строили зэки. Это была ударная стройка. И канал, длиной в 101 км, с его 13 судоходными шлюзами, тремя насосными станциями, 13-ю плотинами и дамбами, семью водосбросами и водоспусками, 8-ю мостами, двумя аварийно-ремонтными заграждениями, паромными переправами, пристанями и приканальной стокилометровой автодорогой был построен менее, чем за четыре года....
Зачем такая спешность, такие затраты и жертвы?! Объясняется просто - стратегическая необходимость и воля вождя "всех народов" Сталина, с которой шутить никто не мог.
Не прошло и года с момента победы антигитлеровской коалиции над фашизмом, а в Фултоне (США) 5 марта 1946 года Черчилль обозначает идеи нового противостояния, где противником называется Советский Союз. Это практически начало "холодной войны", контуры которой обозначаются в "доктрине Трумэна", заявленной президентом США 12 марта 1947 года. Истории свойственно повторяться, иногда....
Сталин не хочет уступать в этой гонке вооружений Западу, и лично берет под контроль все военные программы.
В своей книге “Крутые повороты” Адмирал флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов пишет, что "После окончания войны в 1945 году мною был представлен десятилетний план проектирования и судостроения...".
В этом плане подводные лодки стояли на третьем месте. На первом месте были авианосцы, вокруг которых и разгорелись главные споры.
Программа военного судостроения лично интересовала И. Сталина, и он часто проводил консультации по этим вопросам.
На одном из совещаний, где-то в начале 1947 года, произошел случай, о котором не пишет и Кузнецов, да его и в официальной литературе нигде не встретишь. Он в полной мере относится к строительству Волго-донского канала, и похож на историю с линейкой Николая 1 при строительстве железной дороги Москва-Петербург. Об этом тоже рассказывают только легенды, но нигде нет документального подтверждения. Сталин любил такие легенды, про русских царей. И этот рассказ я услышал от своего друга, доктора технических наук, профессора Виктора Ивановича Толокнова, а ему об этом поведал бывший заместитель министра судостроения, который был на том совещании в 1947 году у И. Сталина:
- Шло совещание у Сталина по вопросам судостроения. Нарком ВМФ Николай Кузнецов, отстаивая строительство больших надводных кораблей, говорит:
- Товарищ Сталин, зачем нам строить подводные лодки в Горьком, нам ими некого воевать в Каспийском море?
- Не правильно говорите, товарищ Кузнецов, - отвечает Сталин. Подходит к столу, берет красный карандаш (тогда еще не было фломастеров) и идет к карте, одновременно задавая вопрос Кузнецову.
- А на Черном море нам нужны подводные лодки?
- Да, - отвечает Кузнецов. - Если мы будим иметь там достаточное их количество, то завоюем полное господство в Черном море, а потом выйдем и в Средиземное....
- Правильно думаете, товарищ Кузнецов! А для этого мы сделаем..., - и проводит две красные линии на карте от Сталинграда до Калача.
Вот здесь и решилась судьба Волго-донского канала. Толчком для его строительства послужили подводные лодки, строящиеся в Горьком. Слово вождя было выше всяких законов для Советского народа.
Каково это было время, подтверждает другая легенда, уже времен Н.С. Хрущева, который смотрел, не так далеко, как развенчанный им Сталин. Хрущев тоже отдавал предпочтение подводному флоту, пустив уже почти готовые крейсера на металлолом, что было большой глупостью.
Но это уже совсем другая тема.
Перед Красноармейском, откуда начинается канал, на Сарептском полуострове, с самого начала строительства, была сооружена огромная фигура Сталина, которая выполняла, роль маяка. Сегодня на ее месте стоит маяк в виде памятника героям Волжской военной флотилии.
Фигура - маяк Сталина была полой внутри, и там были трапы-лестницы, позволяющие подниматься до самой головы, где горел огонь. Обслуживали маяк два человека: маячник и его помощник. Помощник, мечтая занять место маячника (зависть часть нашего менталитета), строчил доносы на своего начальника и других строителей канала. Но не решался дать им ход, сгнетали сомнения, и на всякий случай прятал их в голове маяка в укромном месте. Все это обнаружилось где-то в 60-е годы прошлого столетия, после “ликвидации” культа личности Сталина, начался сплошной повал его памятников. Дошло и до маяка Волго-донского канала. Когда фигура Сталина рухнула, то из ее головы посыпались бумаги, которые стал разносить ветер. Люди ловили их и с интересом читали эти доносы, некоторые узнавали в них кляузы на себя. Раздавался веселый смех. Но если бы им был дан ход ранее, то было бы не до смеха, к тем жертвам, которые были принесены на строительстве канала, добавились и другие. Хорошо, что этого не случилось.
Сегодня Волго-донской судоходный канал, сооруженный в 1948 -1952 годах, воспринимается как нужное и необходимое сооружение. Его 15 шлюзов ежедневно преодолевают суда, так называемого класса “Волгобалт” - это суда типа “река-море”, и мало кто из молодых матросов, да уже и капитанов, задумываются о том, что это сооружение есть одна из страниц нашей недавней истории, с одной стороны - славной, с другой - трагичной.
ВАДИМ КУЛИНЧЕНКО, капитан 1 ранга в отставке, ветеран-подводник.
Волго-Донской канал | канал, Россия
Волго-Донской канал , Россия Волго-Донской судоходный канал , канал, соединяющий нижнюю часть реки Волга с рекой Дон в их ближайшей точке на юго-западе России. Канал проходит от Калач-на-Дону, на восточном берегу Цимлянского водохранилища, на 101 км (63 мили) до Красноармейска на Волге непосредственно к югу от Волгограда. На его маршруте 13 шлюзов: 88 метров (289 футов) до Волги и 44 метра (144 футов) до Дона.Три водохранилища - Карповка, Береславка и Варваровка - занимают 45 км (28 миль) его длины.

Бревенчатый плот у шлюза Волго-Донского канала, Россия.
Агентство печати «Новости»
Британская викторина
Каналы, проливы и многое другое Quiz
Какие два водоема соединяет Суэцкий канал? Какой пролив разделяет континенты Азию и Северную Америку в ближайшей точке? Проверьте свои знания.Пройдите эту викторину.
Попытки слиться с реками датируются 1697 годом, когда Петр Великий предпринял неудачную попытку, организованную английским инженером капитаном Перри, построить канал между двумя притоками, Камышином и Иловлей, соответственно, рек Волги и Дона. Вторая схема была утверждена в 1887 году, но работы начались только в 1938 году и не были завершены до 1952 года.
Канал, способный принимать самые большие речные суда и меньшие морские суда, открыл верхнюю часть Волги, реки Камы и Урала. к океанической торговле через реку Дон (которая также соединяет Азовское и Черное моря).Лес, идущий на запад, и уголь, идущий на восток, являются основными грузами по каналу.

Баржа на Волго-Донском канале, Россия.
© Александр Челмодеев / Shutterstock.com .Волгоград Россия апреля 2019 Волга Донской судоходный канал Грузоперевозки - Стоковый видеоролик © shanek-08 # 265397298

Волгоград, Россия - 27 апреля 2019 года. Волго-Донской судоходный канал. Грузоперевозки водным транспортом. Два теплохода типа река-море, сухогруз «Георгий Победоносец» и грузовой корабль «Волго-Дон» 5052, расходятся левыми бортами под - Видео от shanek-08
Длина: 20,29 с
Аспект Соотношение: 16: 9
.Волгоград Россия апреля 2019 Волга Донской судоходный канал Грузоперевозки - Стоковый видеоролик © shanek-08 # 265396928

Волгоград, Россия - 27 апреля 2019 года. Волго-Донской судоходный канал. Грузоперевозки водным транспортом. Два теплохода типа река-море, сухогруз «Георгий Победоносец» и грузовой корабль «Волго-Дон» 5052, расходятся левыми бортами под - Видео от shanek-08
Длина: 15,29 с
Аспект Соотношение: 16: 9
.Волгоград Россия апреля 2019 Волга Донской судоходный канал Грузоперевозки - Стоковый видеоролик © shanek-08 # 265397112

Волгоград, Россия - 27 апреля 2019 года. Волго-Донской судоходный канал. Грузоперевозки водным транспортом. Два теплохода типа река-море, сухогруз "Георгий Победоносец" и грузовой корабль "Волго-Дон" 5052, расходятся левыми бортами под - Видео от shanek-08
Длина: 7,29 с
Аспект Соотношение: 16: 9
.